Смысл смысла жизни

Смысл смысла жизни

У животных нет понятия смысла, потому что нет вопросов к жизни. А у человека есть. Почему?

Человек как самость или Я в широком смысле просто противостоит всему бытию в целом. Я — не мысли, не чувства, не эмоции, не тело. Эта мысль хорошо известна как буддизму, так и индуизму. Существует известная махавакья («великое изречение») из Чхандогья-Упанишады: «Тат твам аси», которая переводится с санскрита как «то ты еси» или «я есть то». В индуизме существуют и иные трактовки, например, atam tvam asi «то — не ты». По сути, эти изречения являются логическими аналогами катафотического и апофатического богословских доказательств бытия бога. Апофатический метод описывает все то, чем бог не является (atam tvam asi), а катафотический — наоборот, все то, чем он является (tat tvam asi). Только доказывается не бытие бога, а бытие Я.

В любом случае, Я не является чем-то отдельным в мире. А чем оно является?

У понятия Я возникает объем, который в себя включает как определения, так и жизненный опыт. Мы понимаем, что Я ребенка и Я старика имеют разный объем содержания.

Соответственно, когда в жизни возникает (именно возникает, а не создает человек) нечто новое, то мы соотносим это нечто со своим объемом понятия Я. И тут возникают отношения между возможным новым опытом или определением и текущим содержанием Я. Мы пытаемся понять, а нужно ли нам это новое.

Смысл — это то самое отношение старого к новому.

Смысл в бытовом отношении — это ведь что? Это либо внутреннее содержание чего-либо, постигаемое разумом, либо цель или основание. Первое понимание указывает на смысл как содержание. Например, в чем смысл дождя? Мы пытаемся понять законы, который управляют таким процессом как дождь. Второе понимание отсылает нас к отношению — надо это мне или нет?

Смысл всего процесса поиска смысла в том, что Я является чистой отрицательностью всего бытия, с одной стороны, а с другой, на руках у нас набор отбельных опытов и определений. Наше действительное знание сильно меньше возможного, т. е. потенциального. Мы стремимся заполнить этот пробел, вступая в отношения в новыми опытами и определениями.

Постигая смысл как внутреннее содержание, мы получаем определения. Дождь — это, свет — это и т. д. Постигая смысл как отношение, мы получаем новый опыт любви, работы или вкуса редьки. Почему отношение? Да мы просто прибавляем новый опыт в уже имеющемся, находя себе новые определения: «Я не люблю кабачки», например.

Внутренний и внешний смыслы

Многим кажется, что человек создает смыслы, но это не так. Все смыслы даны изначально, потому что определяются материей. Смысл дома в том, чтобы прятать тушку от непогоды, т. е. создавать искусственный микроклимат. Животные ищут его в норах под землей, прячась от дождя или мороза, а человек создает своими руками. Суть самого смысла это не меняет — вот в чем дело. Различается лишь реализация.

Даже строя ракеты, люди подражают кальмарам, потому что смысл реактивного движения уже есть в природе. Все уже есть в природе — нового мы создать не можем буквально ничего.

В предельном значении, все, что заставляет нас думать или действовать, уже есть в природе и изначально детерминировано. По этой причине все внешние смыслы для человека не имеют ценности, потому что предзаданы средой. Эту мысль доносит религия, говоря нам, что все мирское временно. Мы хотим квартиру, чтобы в ней жить — это природная необходимость. Мы хотим большую и красивую квартиру, чтобы демонстрировать положение — это социальная необходимость. Все эти вещи продиктованы человеку извне.

Поэтому рано или поздно, человек приходит к бессмысленности. Как она возникает?

Все, что заставляет нас думать, чувствовать и действовать, имеет внешнее основание и все эти основание совершенно равноценны, потому что внешние. Отсюда встает проблема выбора — а что хотеть?

Тогда мы обращаемся внутрь, к себе. Но тут тоже возникает проблема, потому что наше Я не находится внутри. Оно отрицает все внешнее и внутреннее. Мы относимся к переживаниям, чувствам и мыслям, когда они у нас возникают. Мы пытаемся определить, нравятся они нам или нет.

У меня возникает мысль, я позавидовал человеку. Мне неприятно иметь такую мысль. Это уже внутренний смысл. Я не хочу быть человеком, у которого возникают такие мысли. Здесь ближайшая аналогия — христианская идея греховности. Почему человек греховен? Потому что такая среда. Он сам не выбирает мысли, которые к нему приходят, но может иметь осознанное отношение к ним.

Противоречие

Соответственно, у нас с одной стороны, возникает полная тотальная бессмысленность жизни, ведь все изначально детерминировано. С другой, мы абсолютно свободны иметь отношение к тем или иным смыслам, т. е. смысл есть. Общим основанием выступает Я, для которого смысл либо есть, либо его нет.

Вот это Я обретает свободу через бессмысленность. Бессмысленность — это счастье ребенка, у которого нет внешней необходимости. Он может спать, может играть — он делает все, что хочет, потому еще не научился различать смыслы. Взрослый насквозь детерминирован опытом и определениями, поэтому постоянно находится в околоневротическом состоянии, дергаясь между «хочу, но не могу» и «надо, но не хочу».

Бессмысленность освобождает, ведь нет никакого смысла стремиться туда, чем не управляешь. Это близко идеям даосизма. Дао течет, дао нужно чувствовать и жить в гармонии, делая то, что должно.

Бессмысленность приносит плоды, подобно философии У-вей. Действовать спонтанно, без цели и основания таким образом, чтобы между тобой и миром не было паузы или промежутка.

Бессмысленность дает счастье, потому что твое Я больше не зависит от мира. Мир живет по своим законам, ты волен либо страдать вместе с ним, либо наблюдать за течением Дао.

Можно ли быть как ребенок? Впадать в детскость или инфантильность? Нет, нельзя, потому что у ребенка нет Я. Их счастье стихийно, а не является работы разума, освободившего самого себя.

Важно понимать, что истинная бессмысленность — это абсолютное счастье и гармония. Когда человек испытывает негатив или депрессию, то это означает, что его Я управляется чем-то внешним, о чем он сам не подозревает. Он не понимает, чего хочет, но у него этого нет, и он злится или расстраивается. Бессмысленность пуста — в ней все равноценно и равнозначно, человек осознанно выбирает то, что ему хочется, и также осознанно расстается с тем, что ему неподвластно.

В каком-то смысле бессмысленность можно сравнить с самодостаточностью. Ведь счастлив в отношениях может быть только самодостаточный человек, который независим от партнера эмоционально и финансово. Но здесь нельзя говорить о полной свободе, потому что самодостаточность подразумевает наличие смысла в том, чтобы быть самому себе основанием. Бессмысленность не требует и этого.

Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);