Восприятие — это калейдоскоп последовательно сменяющих друг друга явлений. А есть ли процесс?

Парадокс восприятия

Все содержание моего Я представляет собой комбинацию

  • переживаний,
  • образов,
  • мыслей.

Можно предположить, что настоящий Я будто бы является свидетелем калейдоскопа восприятия. Этому учат некоторые мировые религии. Это было бы похоже на правду, если бы ни одно «но». Попробуйте представить пустое сознание, лишенное объектов восприятия. Что у вас получится? Чернильная бесконечность мертвого космоса? Это всего лишь переживания цвета и пространства. Пустого сознания не существует. Не воспринимать означает не быть вовсе — об этом нужно помнить всем искателям т.н. «истинной природы».

Поэтому восприятие парадоксально по своей сути. Нет ни наблюдателя, ни наблюдаемого отдельно друг от друга. Быть и существовать означает воспринимать. Поэтому искать некую изначальную природу человека бессмысленно — ее нет, есть только постоянная эволюция духа.

Восприятие невозможно, потому что наблюдателя и наблюдаемого по отдельности не существует. А раз их нет, значит невозможна передача информации от одного к другому. Стало быть, и нет никакого процесса.

Это прозрение снимает противоречие наблюдателя и наблюдаемого и двигает нас дальше.

Противоречие сознательного и бессознательного

Получается, что Я и мое содержание — одно целое. Но в нашей внутренней жизни существуют устойчивые тренды. Мы узнаем о них тогда, когда они повторяются какое-то значимое количество раз. Это приводит нас к пониманию, что существует нечто бессознательное — это то, что находится за пределами сознания.

Иными словами, достигнув единства наблюдателя и наблюдаемого, мы вдруг обнаруживаем, что калейдоскоп восприятия все же имеет в себе какие-то закономерности. И об их существовании мы можем судить только по косвенным признакам. Достигнув единства на уровне наличного бытия, мы видим, что все, что «налицо», является одним целым: наши чувства, мысли, эмоции и наше Я неразрывно связаны. Все, что мы думаем о себе, представляет собой проявление нашего Я, но наше Я не существует нигде за пределами восприятия.

Сознательное и бессознательное существуют на уровне необходимости. Мы видим, что несмотря на единство наблюдателя и наблюдаемого, все же существуют законы и закономерности за пределами нашего сознания. Следовательно, наше Я шире нашего сознания. Последнее можно представить в виде луча света. Вы можете посветить себе на ногу, а можете — на руку, но свет фонаря не является всем телом. В нашей ситуации происходит тоже самое: мы видим разрозненные факты о себе (о нашем Я) и начинаем догадываться о существовании чего-то большего.

О том, что со делать со всем этим, вы узнаете на Этапе 3.

);