Причина несчастья — в-себе и для-себя бытие

Причина несчастья — в-себе и для-себя бытие

Поступил комментарий о том, что можно говорить о более… приземленных вещах. Чтобы отдельный пост мог помочь решить какой-то конкретный вопрос или проблему. Я попросил девушку сформулировать 5−7 вопросов, которые волнуют женщин. Ну так, просто пальцем в небо, чтобы иметь представление о специфике. Вот что она мне написала:

  • Мужик не дарит цветы и не проявляет знаки внимания
  • Окружающие не замечают, как дофига я делаю
  • Хочется финансовой независимости
  • Что делать, если дети выводят из себя
  • Противно смотреть на себя в зеркало

Сразу хочу сделать лирическое отступление. Что общего у этих вопросов? Они все указывают на внутреннее ощущение себя. Есть одна особенность, которую многие мужчины не понимают. Женщина не любит конкретного мужчину — она любит то, как она себя ощущает рядом с этим конкретным мужчиной. Дело не в человеке, а в том, какие девушка испытывает эмоции. Это не камень в чей-то огород, а просто данность — у мужчин и женщин буквально разное мировоззрение.

Внутреннее ощущение себя представлено неким множеством переживаний: гордости, ощущений необходимости, чувства нужности и т. д. Неудобство или страдание составляют не сами чувства, а желание, которое заключается в стремлении иметь иные переживания в текущий момент. Я чувствую себя так, а хочу иначе.

Несчастье

Страдание, неудовлетворенность или «дуккха» (буддийский термин, означающий «болезненность, неприятность») имеет, внезапно, половую принадлежность. Мужчины страдают от недостижения конкретных целей: денег, машины, положения. Женщины страдают в принципе циклично в силу биологических причин. Поэтому они так часто злятся по мелочам — им просто самим непонятно, как именно внешние обстоятельства влияют на их внутренние переживания. Мужское страдание на этом фоне выглядит иначе — оно прогрессирует по нарастающей до пика, за которым следует эмоциональный взрыв или срыв. Хотя формально может показаться, что разницы между мужчинами и женщинами нет, но она, все же, присутствует. Мужской интерес лежит вовне его, а женский — внутри нее, хотя со стороны разницу увидеть сложно. Если грубо, то мужчина мыслит экстенсивно, для него есть разница 3 или 5 яблок, ему важно количество девушек, которые обратили на него внимание. Женское мышление прямо противоположно, оно интенсивно — ей важно не количество, а качество ощущения себя с мужчиной. Но чисто внешне мальчики и девочки просто друг с другом встречаются.

Какое слово подобрать взамен буддийского термина «дуккха»? Пусть будет общее понятие несчастья. Итак, что заставляет человека чувствовать несчастье?

Допустим, есть ощущение — это нечто. Когда оно на него направлено внимание, то мы ощущаем некое несоответствие, разлад, и т. д. Вы когда-нибудь брали в руки бинокль? Выкрутишь в одну сторону — все белое. Выкрутишь в другую — все серое, а посередине иногда мелькают очертания. Вот эти очертания принимают форму нечто, которая при дальнейшей фокусировке обретает конкретное содержание. Наше ощущение может быть, например, чувством жалости к себе или переживанием несправедливости. Сначала — общее беспокойство, нечто, а далее — нечто конкретное.😉 Кстати, этот пример с биноклем (за который стоит поблагодарить философа Труфанова С.Н.) позволяет однозначно понять содержание понятия «шуньята» как неразличенность. И пустота, и абсолютная наполненность — это крайние положения фокусировки бинокля, в которых нельзя ничего различить. Они соответствуют категориям чистого бытия и ничто у Гегеля.

Часто буддистам кажется, что у них особая логика и своя сакральная онтология, которые не допускают иного понимания, кроме путаных объяснений с цитатами из сутр. Собственно, вся суть духовности как комплекса восточных практик и учений только и держится, что на строгом огораживании своих текстов от мира и запрета на препарирование смыслов. То, что на Западе стало частью истории, например, схоластика, на Востоке консервируется суевериями и традициями на века.

В-себе и для-себя

Итак, то состояние, в котором сознание имеет лишь положительное значение нечто, Жан-Поль Сартр называл «бытие-в-себе». Бытие погружено в себя, сознание направлено на нечто. Когда сознание делает поворот на 180 и обнаруживает себя, то бытие становится для самого себя. Сартр так его и называл «бытие-для-себя». Разница в том, что в первом случае человек погружен в свои переживания, а во втором — переживания существуют для него. Я — это отрицательное содержание нечто. В любом переживании, образе и мысли всегда есть положительное содержание — предмет внимания, и отрицательное — сам наблюдатель, сознание, Я.

Зачем нам все это знать? Сартр дает хороший пример свободы. Свобода — это ощущение человека, стоящего перед открытым окном. Никто на Земле, ни он сам, ни даже бог, не знают прыгнет человек из окна или нет. Та же самая свобода лежит в различении бытия-в-себе и для-себя-бытия.

Не хочешь страдать — обрати внимание, что переживания меняются, а ты остаешься. Но в этой банальности нет ни смысла, ни спасения, потому что:

  • с одной стороны, существует положительное содержание переживания, образа или мысли;
  • а с другой находится Я как отрицательное содержание (я ж свидетель, а не само чувство).

На этом моменте поломались многие мыслители в попытках ухватить судьбу за яйца. Отрицательность не обладает самостоятельным существованием. То, что ты производишь — это тоже ты в прямом и в переносном смыслах, включая негативные переживания. Поэтому необходимо найти причины этих переживаний, которые обычно скрыты в детстве.

Поворот внимания

Понятно, что детство — это период получения сущности, содержание которой имеет часто случайный характер. Мы не в ответе за то, кем мы стали, но только мы в ответе за то, кем мы будем. Поэтому я предлагаю посмотреть на вопросы под другим более продуктивным углом:

  • Мужик не дарит цветы и не проявляет знаки внимания — зачем мне внимание мужа?
  • Окружающие не замечают, как дофига я делаю — зачем мне внимание окружающих?
  • Хочется финансовой независимости — зачем мне нужна независимость и почему у меня ее до сих пор нет?
  • Что делать, если дети выводят из себя — ну это классика, почему меня выводят дети?
  • Противно смотреть на себя в зеркало — кто мне сказал, что нужно быть идеальной?

Мужик не дарит мне цветы — этот вопрос указывает на саму эмоцию, на внутреннее ощущение себя, на нечто. Это бытие-в-себе, погруженное в переживания. Когда мы переформулируем вопрос, делая себя причиной переживаний, то бытие становится для самого себя. В принципе, может для этого и нужны все эти психологические книги, потому что они помогают формировать вопросы верно, направляя внимание на истинную причину проблему, а не на мнимый источник. Муж не дарит цветы? Не хочет. Тебя это не устраивает? Почему? Вот и всё.

телеграм

Метки: ,

One thought on “Причина несчастья — в-себе и для-себя бытие”

  1. прям отлегло — увидел знакомое слово — яблоки. всетаки старый Паффин борозды не испортит. какой странный бинокль у философа Труфанова С.Н. — серое, белое, а посередине черточки — забыл уже, мож так и должно — Ув. Автор, Вы ни разу не написали про Ваше отношение к современным биноклям, а и не к современным — может, у философа Гегеля Г. В.Ф. тоже был бинокль - такой типа латунь бронза, оптика Цейс - вот прям тема для целой заметки, А? а подзорная труба — вааще адвайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);