Абсолютное Дао

Абсолютное Дао

Основное, чему учатся люди с самого рождения — это воспринимать мир так, как это свойственно человеку. Эта способность позволяет нам видеть вещи такими, какими их видят другие люди. Мы выделяем важное и отбрасываем ненужное. Иными словами, процесс восприятия сводится к наведению порядка.

Проблема в том, что одновременно с умением удерживать контроль над нормальным состоянием своего мира мы учимся безоговорочно отсеивать все ненужное. В этот момент умение видеть вещи определенным образом превращается в единственно возможное, а ясная картина мира становится невозможностью представить ничего, что выходит на привычные рамки. Получается упорядоченный участок мира, который мы принимаем за всю действительность в целом.

Природа страха

С одной стороны лежит знание порядка, а с другой — хаос реальности. Парадоксально то, что в основе стремления систематизировать мир лежит страх неизвестности, которая не позволяет прогнозировать будущее.

Сон разума рождает чудовищ. Непонятный и непредсказуемый мир тем не менее действует и развивается самостоятельно. Как человек. Так рождается потусторонняя субъективность, появляются духи, боги, покровители. Невидимые и неслышимые, они незримо управляют миром. Христианство подвергает множественность богов отрицанию и говорит, что есть только один бог, одной воле которого подчиняется действительность.

Замыкаясь в наших мирах, мы естественным образом стремимся уничтожить все враждебные просто из страха. Для человека, находящегося в своем упорядоченном участке мира, все другие выглядят угрожающе. Чужое знание, так же как и чистый хаос, не позволяет получать внятные прогнозы, что пугает. Другие люди с иными моделями восприятия получают неожиданные выводы. Это не поддается прогнозу, это страшно.

Испуг заставляет человека делать простой выбор: бежать или драться. В основе конфликта лежит страх.

Его невозможно побороть или победить, потому что часть перед лицом чего-то большего всегда ощущает угрозу не-существования. Человек, ощущая свою обособленность от мира, напуган просто по-умолчанию.

Появление субъективности

Что такое субъективность? Внутри мы ощущаем себя словно в скафандре: я тут, а мир там, снаружи. Но имеет ли место эта ситуация в действительности? На самом ли деле мы отделены от мира? Если оглянемся вокруг, то поймем, что нет, ведь наше тело и мозг состоят из тех же частиц, что существуют с момент возникновения Вселенной. Мышление же представляет собой чистую отрицательность материи. Вот наше восприятие и оторвалось от действительности, решив, что его поместили в тело подобно телу — в скафандр.

Обретая имя, внешность, голос, цвет волос, звук голоса, родителей, запах каши в детском саду, звук школьного звонка и прочее восприятие получает уникальный характер, который и становится человеческой индивидуальностью. Здесь смысл не в том, что человек взял и условно «возник» внутри тела, а в том, что в изначальной отрицательности появилось нечто уникальное и обособленное, что и стало считать себя человеком. Оно и считает себя «Я». Если вдуматься, то возникновение чего-то из ничего в принципе невозможно — мы все это знаем еще со школы.

Абсолютное Дао

То «изначальное», бесформенное, вечное, что является началом и концом всего, Лао Цзы назвал «Дао», а Гегель — Абсолютной Идеей. Буддисты назвали его «Шуньята», что означает Пустоту, но, однако, одновременно с этим еще и такую наполненность, в которой невозможно ничего различить. Индусы дали ему имя «брахман». Линьков Евгений Семенович называл его «всеобщее».

В чем, собственно, состоит разница? Религиозные концепции выросли из чувства. Они также истинны, но не функциональны. Непонятно, что такое Дао, что в нем человек. Есть только поэтические описания. Философские же концепции происходят из понимания, но оно же играет с человеком злую шутку. Без опыта переживания изначального бесформенного мы можем начать представлять себе всеобщее самым неадекватным образом, что часто и случается с философами, которые теряют связь с реальностью.

Я бы сказал, что истину нужно понять и одновременно с этим — почувствовать, чтобы не получить ни мертвое знание, ни бесполезные переживания. Человек может начать кичиться своей уникальностью, своим просветлением либо зарыться в пустых концепциях. Ни то, ни другое никому пользы не принесет.

Мой телеграм

Метки: , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);