Внимательность и mindfulness — это не осознанность

Внимательность и mindfulness — это не осознанность

Решил написать статью о пользе осознанности и начал гуглить, что об этом пишут. Мне стало интересно сопоставить свои выводы с представлениями других людей. Посмотреть, что общего, а на что стоит обратить внимание.

На одном именитом ресурсе о йоге была статья про внимательность и майндфулнесс (mindfulness). Автор рассказывал о пользе этих практик, а начинать предлагал с концентрации на дыхании.

«Стоп» — сказал я себе. А какая ж это осознанность?

Давайте начнем издалека. Во-первых, невозможно достичь расслабления путем концентрации. Причина проста — концентрация создает стресс. Человек испытывает положительные эмоции от практики не в результате практики как таковой, а в результате ее окончания. Это как сжимать мышцы. Облегчение приходит тогда, когда мы их расслабляем. То же самое происходит с нашим вниманием.

Во-вторых, давайте рассуждать. Зачем концентрироваться? Нам в жизни концентрации не хватает или что? Нам мало учебы, работы, чтения книг и просмотра фильмов? Для чего вот эта дополнительная концентрация? Неужели, в результате специальных упражнений можно качественно иначе «проживать"чувство голода или позыв справить нужду?

В-третьих, наше восприятие всегда на что-то направлено в бодрствовании: на объекты внутренней жизни или на что-то внешнее. Чтобы понять, почему какие-то вещи так сильно захватывают наше внимание, не нужно концентрироваться до капель пота на лбу. Достаточно задать себе вопрос «Почему мне это интересно?».

Почему я ем, когда нервничаю? Почему в компании ощущаю себя неуютно? Почему мне кажется, что я заслуживаю большего? Нужно просто остановиться и проанализировать происходящее. Но это не осознанность на самом деле. Предметом сознания становится Я — это называется «самосознание». Иными словами, вопрос стоит таким образом «Почему мое Я такое, а не иное?».

Вот вы сами рассудите какое расстояние между концентрацией на дыхании и самосознанием.

Диалектика осознанности

Наше восприятие состоит из множества единичных объектов, многие из которых становятся особенными, когда собираются вместе. Например, как вкус, цвет и запах яблока превращаются в образ яблока. Они движутся сквозь наше восприятие, создавая иллюзию непрерывности как кадры в киноленте. У нас много желаний, стремлений и страхов, но мало желания с ними разбираться — поэтому жизнь буквально летит, управляя нашим вниманием. Мы смотрим фильм. Когда нам надоедает смотреть одно и то же, то мы обращаемся внутрь себя, чтобы понять источник. Философская парадигма, которая находит обоснование этим процессам, называется «метамодерн» — новая искренность.

Реклама по ТВ, заснеженные горы и голые жопы в Инстаграме обещают нам еще более яркие переживания, чем у нас есть сейчас. Более того, их можно купить за деньги уже сегодня без длительного самокопания. Поэтому хочется почувствовать что-то новое. Рано или поздно нам надоедает поиск переживаний и мы обращаемся к себе.

Смысл в том, что наше восприятие представляет собой калейдоскоп объектов внутреннего и внешнего миров. Но что их объединяет? Если бы не было ничего общего, мир бы рассыпался на части из голых жоп, заснеженных гор и блестящих автомобилей.

Движение объектов внутри восприятия — это, совершенно внезапно, движение. А мы знаем, что движение относительно. Относительно чего происходит изменение калейдоскопа восприятия, который буддисты называют «потоком дхармо-частиц»? Относительно меня, конечно же. Я неподвижен, а восприятие меняется.

Поэтому, в нашем восприятии есть 2 существенных момента:

  1. Момент единичного, когда восприятие направлено на что угодно.
  2. Момент всеобщего, когда восприятие не направлено на что угодно, а буквально «расфокусировано».

В первом состоянии мы живем и умираем, не приходя в себя. Когда мы перестаем следить вниманием за объектами, позволяя им приходить и уходить, то входим в состояние осознанности.

Как видите, концентрация также далека от осознанности, как школьник от Нобелевской Премии.

Последняя сильно связана с самосознанием, потому что Я должно становиться предметом сознания, чтобы находить причины сильных привязанностей, которые мешают объектам «приходить и уходить».

Я тут

Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);