Что такое духовная жизнь и саморазвитие?

Что такое духовная жизнь и саморазвитие?

Когда мы спим, то пребываем в единстве со своей субстанциональностью. На практике мы видим сны, но не обращаемся в них «к себе». Наше Я находится в слитном единстве с происходящим во сне. Проснувшись, мы обнаруживаем себя.

Чувство себя

Почему Я появляюсь? Тело каждого человека взаимодействует с окружающей средой — возникают переживания. Помимо этого, оно также генерирует свои собственные переживания. Например, боль. Внутренние переживания называются «аффекты». Множество внутренних и внешних переживаний называется душой. Важно отметить, что каждая душа уникальна просто потому, что находится в своих уникальных условиях.

Поэтому возникает особое ощущение — чувство себя. Оно является своего рода мгновенной фотографией множества переживаний души.

Сознание

Итак, с одной стороны у нас есть множество переживаний тела, которые находится в тесном единстве с материей. С другой стороны, весь этот комплекс носит совершенно уникальный характер. Вся магия заключается в том, что чувство себя хоть и является переживанием по своей природе, но не создано телом. Оно лишь показывает уникальный характер множества переживаний. Различение души и чувства себя дает начало сознанию.

Сознание — это различение Я (чувство себя) и его содержания (переживания, образы, мысли и тд). Когда сознание обращается к себе, то находит что? Правильно — ничего. Пустоту. Поэтому мы начинаем заполнять свое Я различными идентичностями: полом, возрастом, социальной ролью, профессией, наличием семьи, денег, статуса и ид. По этой же причине Будда заявил о пустой природе всех вещей — будто ничего не обладает собственной сутью.

Обладает, только суть выходит за рамки самих вещей.

Стало быть, человек является синтезом тела, потому что рожден Природой, и духа, потому что свободен от нее. Человек — единственное свободное животное.

Чтобы понять разницу между человеком и животными, нужно вернуться к первому абзацу:

Когда мы спим, то пребываем в единстве со своей субстанциональностью.

Дима Пафин

Во сне у нас нет точки Я, к которой мы можем обратиться, чтобы остановить бег события сновидения. Вот когда вы пытаетесь представить жизнь животного, вспомните свой сон. Вы куда-то идете, с вами что-то происходит, но вы не сознаете, что спите. С животными тоже самое.

Здесь мы получаем первую определенность духовной жизни: человек способен обратиться к себе и остановиться. Животное этого не может. Если медведь голоден, то он убьет и съест любого.

Итак, человек способен тормозить свою внутреннюю жизнь и задаваться вопросом «А что я делаю/переживаю/думаю и почему?». Это называется рефлексия.

Каковы природные ценности? Всего их три:

  • питание;
  • размножение;
  • доминантность (занятие и удерживание места в иерархии).

Никаких других целей у животных нет.

Мнимая духовность

И вот тут мы подходим к понятию духовной жизни. Сначала давайте посмотрим на то, что точно не относится к жизни в духе.

Традиционная йога представляет собой систему из 8-ми ступеней: яма, нияма, асана, пранаяма и т. д. Сегодня же она превратилась в комплекс физических упражнений. В любом случае, йога уделяет внимание телу, а это к жизни в духе не относится. Может возникнуть возражение, что йога подготавливает тело и дисциплинирует разум. У меня тогда встречный вопрос: «Для чего готовит то?». По какой логике развивается сознание? Не знаете? Ну и зачем тогда готовиться? Когда у йоги появится хотя бы понятие сознания, тогда можно будет вернуться к этому вопросу.

Медитация, хотя на первый взгляд и кажется духовным занятием, по факту представляет собой слепое блуждание в глубинах своей души. Все говорят о пользе медитации, но о какой именно пользе идет речь? Я отвечу: польза отсутствует. В глубины души мы и так отправляемся каждую ночь для того, чтобы во сне снова пережить события дня. Проблема медитации в том, что она слепа: практикующий не знает, чего ищет, но чего-то хочет найти. По этой причине получает случайное содержимое своего Я. Безусловно, это блуждание в темноте может быть полезно, но результат совершенно непрогнозируемый.

Противоположностью медитации является исследование своего бессознательного. Но до этого уровня еще необходимо подняться.

Вегетарианство, диеты и посты тоже не имеют отношения в духовной жизни. Заяц не пьет водки, не курит и ест мяса — чем ему это помогло? Целибат, воздержание и прочие формы самоограничения направлены на тело, а не на дух.

Естественно, что обычная мирская жизнь тоже не относится к духу. Семья, работа и деньги — это элементарное скотство в том смысле, что человек уподобляется животным. Они тоже питаются, размножаются и удерживают места в своих иерархиях. Это природная форма бытия, а не человеческая.

Жизнь в духе

Почему я вообще так уверенно говорю о том, что йога и медитация не работают, хотя люди столетиями упорно занимались и бла бла бла? Смотрите, все очень просто. Я не имеет своего содержания. Его природа пуста.

Духовная жизнь — это развитие и становление понятия Я. Искатель знакомится с настоящим собой, находит причины своего поведения, понимает принципы их возникновения. Так он изменяет представления о себе до тех пор, пока не уничтожает границу между собой и миром, чем и является просветление. Это просто эволюция понятия Я. У ребенка его нет, у подростка оно ассоциируется с его средой и идеалами, у взрослого Я связано с его достижениями, а просветленный знает, что его Я не имеет границ с внешним миром, т. е. тождественно ему.

В жизни мы находим те или иные роли, цели, смыслы и идентичности, но они имеют временный характер. Соответственно, истинно духовная жизнь начинается с поиска себя. Первой ступенью является осознанность. С ее помощью человек хотя бы может оставить наивные представления о себе и познакомиться с собой настоящим, увидев свои мысли, чувства, эмоции и поступки.

Процесс развития Я до того состояния, в котором исчезает граница между человеком и миром, называется духовной жизнью.

Заключение

Тело родилось и умрет. Оно подчиняется законам Природы. Человеческий дух свободен. Все, что мы можем в жизни:

  • управлять телом;
  • изменять представления о себе и мире.

Все остальное является просто формами этих двух принципов. Тело несвободно и смертно, дух свободен и, возможно, бессмертен.

Но проблема в том, что человеческий дух бессмертен только потенциально, потому что вечен мир. Если он равен своей форме, т. е. телу, то сложно представить его существование после смерти тела.

Метки: , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);