Восьмая дхьяна — стадия «не восприятия и не не-восприятия»

Восьмая дхьяна — стадия «не восприятия и не не-восприятия»

Давным давно я касался темы 8 дхьян (иногда дхьяну называют «джана») здесь и тут. Ну буду повторяться — сегодня хочу поговорить только о самой 8-й ступени. В интернете существует множество описаний дхьян, которые вызывают вопросы. Верить им или нет — это уже на ваше усмотрение. Здесь я описываю свой опыт.

Всего дхьян восемь:

  • 4 форменные (рупа) дхьяны;
  • 4 бесформенные (арупа) дхьяны;
  • иногда выделяют 9-ю дхьяну ниродха-самапатти.

4 арупа-дхьяны иногда называют словом «самапатти». Это не то, чтобы дхьяны в полном смысле этого слова, а скорее достижения. Давайте мы рассмотрим их подоробно.

Первая бесформенная дхьяна называется сферой бесконечного пространства. Достижение этого самапатти сегодня обычно принимают за просветление. В рамках дискуссии о том, чем просто просветление отличается от полного просветления можно порассуждать об их различиях, но я предлагаю остановиться на самом факте. Первая бесформенная дхьяна — это просветление. Вам несложно определить уровень мастера или гуру по его речи. Если он рассуждает о бесконечном пространстве, «фоне» и тишине, то можете быть твердо уверены — это наш пациент.

Вторая бесформенная дхьяна называется сферой бесконечного сознания. Она интересна тем, что для вступления в это пространство нужно пережить единство не только с миром, но и с другими людьми. Соответственно, это — главное переживание. Достигнув этого прозрения, просветленный видит единое для всех «поле» сознания. Только тут открываются интуиция, эмпатия и мощный эмоциональный интеллект — мы можем ощущать других людей как себя. Собственно, это и есть отправная точка для сострадания. Нет переживаний другого человека как своих — нет сострадания, есть только домыслы.

Третья бесформенная дхьяна называется сферой абсолютного ничто. Вот как называется, так и есть — без шуток. Абсолютное ничто становится доступно в опыте восприятия как… как ничто. Это такое своего рода общее «подпространство», из которого являются все вещи и феномены видимого мира. Что примечательно, на этой ступени у нас исчезают все привязанности. Это значит, что вас в прямом смысле перестает волновать то, что раньше могло задеть. Непросветленному человеку сложно представить этот уровень безразличия, с одной стороны, и четкой необходимости, с другой. Нет желания результата, но есть четкое понимание единственно верного действия в каждый момент. Те, кто не только исповедуют, но и реализуют дзен, вполне могут находиться на этой ступени: это спонтанность, интуиция, прозрение, безразличие или, как его еще называют, «единый вкус».

Четвертая бесформенная дхьяна называется интересным словосочетанием, которое я вынес в заголовок — ведь именно о ней и пойдет речь. Это сфера «не восприятия и не не-восприятия». Сам я тут не так давно, но могу с уверенностью выделить главный критерий: само восприятие меняется таким образом, что-то, что выглядело как феномены, стало практически осязаемым, т. е. ощущаемым. Исчезла грань между условным «мной» и условным «миром».

На эту тему можем стоит поговорить подробнее. Состояние перед рождением — это сон, в котором пребывает чувство себя, оставшееся от предыдущего тела. Каждое тело имеет свой уникальный «рисунок» переживаний, которые и формируют его ощущение себя. Но это чувство Я не является каким-то конкретным ощущением, не принадлежит телу, поэтому (возможно) вынуждено перерождаться, потому что является противоположным по содержанию всему богатству переживаний тела.

Во сне мы едины с переживаниями — никакого Я там нет. Когда мы просыпаемся (или рождаемся), возникает сознание. Оно появляется из простого противопоставления чувства Я переживаниями тела (это содержание нашей души). Сознание — это различение одного и другого. В состоянии жизни (бодрствования) мы становится противоположны миру, возникает та самая двойственность. Мы снимаем ее через просветление — это прозрение в суть проблемы: я и мир являемся одним целым. И далее углубляется это прозрение через 4 бесформенные дхьяны, которые открывают все более глубокие слои реальности. На 8-й ступени «не восприятия и не не-восприятия» мы возвращаемся к единству с миром, который дан нам в ощущениях. Теперь он не является нам как наблюдаемые феномены, а является продолжением Я, поэтому так трудно определить, во что превратилось само восприятие.

Канал в Телеграме: t.me/dimapafin

Группа ВК: vk.com/dimapafin

Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);