Другая модель реальности

Другая модель реальности

Представь вкус сладкого яблока. Это называется «квалиа» — самая мелкая единица чувственного восприятия. Все наши ощущения, вкусы, запахи, чувства называются этим общим термином, чтобы не уточнять каждый раз конкретное переживание.

Если присмотреться, то можно различить фигуру человека
Если присмотреться, то можно различить фигуру человека

Здесь нужно обратить внимание на тот факт, что квалиа — это элемент личного опыта, к которому никто доступа не имеет. Я могу попробовать яблоко и сказать, что оно вкусное. Но вы никогда не сможете узнать какое именно «вкусно» я имею ввиду, потому что соотносите слово со своим опытом. У нас нет возможности сравнить наши «вкусно», потому что они существуют только внутри каждого из нас.

Тоже самое с цветом. Небо вот голубое. Но насколько оно голубое? Мы видим одну и ту же степень «голубизны» или разную?

То есть тут становится понятно, что квалиа существуют только внутри восприятия, т. е. от первого лица. Но мы можем взять и выразить вкус в словах, мимике и стонах удовольствия (ну может бывают настолько вкусные яблоки). Это будет вкус от третьего лица.

Важно понять, что одно и тоже явление существует в виде вкуса для меня, с моей точки зрения, а для вас — в виде моего довольного лица, с другой точки зрения. Мы можем дать мне яблоко, подключить электроды к голове и сделать электроэнцефалограмму. Вы таки удивитесь, но ЭЭГ — это мой «вкус» (в смысле переживания вкуса яблока) от третьего лица.

Это удивительно, потому что одно и тоже явление предстаёт совершенно разным для отдельных наблюдателей.

Точка зрения

Читателю может быть непонятно — ну вкус яблок, ок. И что? Дело в том, что никто не знает, на каком этапе возникает квалиа и каким образом. Когда возникает вкус? Когда молекулы яблока сталкиваются с вкусовыми рецепторами? Когда нейроны передают сигналы в мозг? Возбуждение отдельных его участков — это вкус? А мимика лица — не вкус, наверно? А электроэнцефалограмма — это картинка на бумаге, а не вкус, да? А если мы научимся записывать вкус через ЭЭГ и возбуждать те же отделы мозга, но уже у другого человека — это будет вкус? Нет? А как же музыка по радио? Если одна и та же мелодия звучит из разных приёмников — она разная? С точки зрения материализма — да, это просто похожие звуковые колебания из разных источников, да. Но философ спросит: «А что именно имеет этот уникальный характер звуковых колебаний, который делает мелодию мелодией, милейший?». Оказывается, что нет ничего конкретного, что было бы музыкой самой по себе, но тем не менее, она, паршивка, есть.

Мы имеем дело с информацией, которая проявляет себе по-разному для каждого из наблюдателей. Для меня вкус — это переживание вкуса, для вас — картинки возбужденных участков моего мозга. Но при этом, мы всё ж понимаем, что делим одну действительность, но не понимаем, какая она сама по себе по-настоящему.

Мир как осознанность

Мы привыкли думать, что материя родила мозг, внутри которого возникло сознание, которая глядит на мир и удивляется «Батюшки, а яблочки то вкусные!», т. е. осознает происходящее. Значит вещи существуют независимо от наблюдателя в отдельной материальной действительности.

Ирония в том, что такой взгляд требует веры, потому что даже последние исследования нейрофизиологов показывают, что мозг создаёт внутри себя галлюцинацию, которая и является реальностью для него самого. Мне нужно поверить в то, что есть материальный мир, в котором есть тело и мозг, внутри которого есть реальность, частью которой я сам и являюсь. Ну это знаете такое… непросто такое принять, короче.

Я вам предлагаю посмотреть на действительность с конца. Осознанность создаёт вещи. Это кажется странно, но именно это и показывает прямой опыт нашей жизни — вещи меняются, а осознанность остаётся неизменной. Внутри осознанности возникает индивидуальное (ограниченное) сознание, для которого появляются объекты. Получается, что эта бесконечная осознанность будто бы разглядывает сама себя изнутри. Это логично, ведь Абсолют знать себя не может в принципе, потому что ему для этого нужно увидеть себя со стороны. Если у тебя есть взгляд со стороны, то ты уже не Абсолют, ты — точка зрения.

То, что мы видим как вещи — это разные точки зрения на части целого. То, что я ощущаю как вкус, для изначальной осознанности (ели она где-то есть) выглядит иначе, ведь истинный взгляд от первого лица есть только у неё. Мои квалиа (чувственные переживания) — это перспектива от третьего лица для самого Абсолюта. Он предстаёт для меня в виде мыслей, чувств, переживаний, образов, материи (материя — это тоже набор переживаний, сэ ля ви).

Другими словами

Человек — это мысль Бога, которую видит другая мысль. Это такой бесконечный лабиринт отражений на самоподдуве. Ты есть, потому что я знаю, что ты есть, а я есть, потому что ты знаешь, что я есть. Одно порождает другое и наоборот. Причина уже содержится в следствии. Смысла нет, но всё наполнено смыслом буквально до краю. Всё происходит спонтанно и без причины, но в строгом согласии с планом.

Буддисты знают это как пустоту — это так. Индуисты верят в божественную игру Лилу — это так. Христиане видят Божью Волю — это так. Адвайта-веданта утверждает, что весь мир — единый Брахман, это тоже так.

Буддисты спасаются от Колеса Сансары, в которой человеки вертятся тысячами жизней. Но я ни вижу здесь никого, кто мог бы перерождаться. Ты — это твоё тело, которое видит Абсолют, но это только для такого же стороннего наблюдателя. Потому ты и себя видишь как тело, потому что являешься телом. Ты умираешь, нет тела — нет проблемы. В Абсолюте возникла мысль, исчезла мысль. Кого бы это вообще могло волновать?

Метки: , , ,

One thought on “Другая модель реальности”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);