У нас есть концепция ума-сознания-самосознания-души-атмана-брахмана-абсолюта-пустоты и даже потока дхарм. Что конкретно она обозначает? Что является самой сутью человеческой самости? Что делает человека человеком? Вы не найдете ответа на этот вопрос в религиозно-философских концепциях. Под сознанием понимается все что угодно. Обычно становление теорий происходит так: берется опыт восприятия человека и на основе его интерпретации возникает теория или даже религия. Если вы начнете медитировать, то увидите, как все чувства, мысли и эмоции возникают и исчезают. Если все возникает и исчезает, то постоянное счастье невозможно, ведь оно привязано к возникающим и исчезающим вещам, т. е. к временному. Стало быть, человек просто обречен на страдание.

Вопрос в том, что страдание порождает различие мыслимого и действительного. Когда мы думаем о мире не так, как есть на самом деле, то испытываем душевные муки. Естественно, ведь наши ожидания не совпадают с действительностью. От этого нам больно. Отсюда получаем понятие смирения — это ситуация, в которой мыслимое совпадает с действительным.

Учение о непостоянстве рассматривает лишь один аспект — все наше восприятие постоянно изменяется. Мысли, чувства и эмоции приходят и уходят. Опять же, да — и что? Со школьной скамьи мы знаем, что движение относительно. Если нет неподвижного центра, то нет никакого движения. Весь поток дхарм может течь только относительно меня, находящегося в покое. Эта неподвижность и обеспечивает восприятие. Если бы мы возникали в этом потоке вместе с прочими дхармами, то просто не смогли бы этого осознать. Но мы видим, как перед нами разворачивается целый «картезианский театр» из чувств, мыслей и эмоций. Стало быть, есть то, что находится в покое, и то, что постоянно изменяется.

Но это все ерунда на самом деле. Главная проблема, на мой взгляд, заключается в следующем. Любая религия берет взрослого сформировавшегося человека с его сознанием и делает его предметом рассмотрения. С какой стати?

Некоторые прибегают к трюку «сознание было всегда и оно бессмертно». Я не был всегда — я возник. Отчетливо помню свои первые шаги и падение лицом в пол. Помню, как сидел на горшке. Помню первую вспышку моего «Я», когда зашел в гостиную у бабушки в квартире. Всего этого не было.

Трюк «сознание было всегда» возникает таким же способом, как и учение об отсутствии собственной самости. Почувствуйте, что вы есть. Изменяется ваше тело, изменяются ваши мысли, чувства, характер, но ощущение себя остается неизменным. Почему? Потому что оно вечно! Оно никогда не рождалось и не умирало. Из этого не следует того факта, что ощущение себя не возникло в какой-то момент.

Словом, я хочу сказать следующее: до тех пор, пока мы не можем проследить возникновение сознания из материи, то не имеем права давать ему определение. И уж тем более мы не можем рассуждать о развитии сознания и движении к просветлению, потому что мы не понимаем, что такое сознание, как оно возникло и каким образом развивается.

Есть люди, которые утверждают, что сознание вечно. Они полагают его вечность лишь на фоне смерти тела. Происходит противопоставление временного тела вечному сознанию. Это утверждение банальной двойственности материи и сознания. Тело временно, а сознание вечно. Особенно странно слышать подобное от адептов философии адвайта-веданты, которая постулирует недвойственность, т. е. единство материи и сознания. Получается, что адепты учения о недвойственности утверждают двойственность (разделение мира на материальное и идеальное).

Таких перлов в духовных теориях — пруд пруди. Поэтому обращаться к ним ради поиска истины достаточно бесперспективно. Но как быть? Мы воспользуемся нашим непосредственным восприятием, из которого будем черпать всю информацию. Так или иначе, все наши знания о мире:

  • происходят только из восприятия;
  • являются плодом работы сознания;
  • определены самим бытием.

Находя закономерности внутри нашего сознания, мы будем проходить все этапы развития прозрения с опорой на один лишь свой опыт. Это позволит нам увидеть универсальные принципы, лежащие в основе процесса, которые вытекают из самого бытия.

);