Организм человека постоянное взаимодействует с внешней средой, в результате чего рождается множество переживаний, чувств и ощущений. Помимо этого, наше тело само генерирует многочисленные переживания — аффекты. Все множество переживаний и аффектов составляет понятие души.

Наши тела уникальны, как и условия жизни. Это приводит к тому, что внутри каждого тела имеется багаж неповторимого опыта переживаний и аффектов, которое приводит к появлению чувства себя.

Чувство себя хоть и является переживанием по своей природе, но в тоже время остается:

  • уникальным, т.к. уникален опыт организма;
  • не является ни одним из конкретных переживаний.

Это противоречие приводит к возникновению сознания, которое является лишь различением Я и его содержания. Сюда же относится и самосознание, которое представляет собой особую функцию сознания по обслуживанию самого себя.

Эту концепцию можно проиллюстрировать на следующем примере. Я — это общий знаменатель для всех переживаний и аффектов тела. Я — это то, что объединяет и связывает переживания в одно. Я — это единство аперцепции, говоря языком Канта.

Что такое тело? Это множество органов, состоящих из клеток. Клетка — это изолированная среда. Природа изолирует области внутри самой себя для того, чтобы изолированный опыт стал отправной точкой для возникновения изолированного Я.

Давайте посмотрим еще подробнее. Представьте, как ребенок лежит в кроватке и трогает бортики. Он ничего не знает ни о себе, ни о мире — у него даже концепции Я нет. Пока что он просто осязает ручками мир. Когда он трогает кроватку, то ощущения возникают в ладошкам, например. Далее он случайно трогает себя за ногу. И здесь случается самое настоящее чудо: ощущения возникают не только в том, чем трогают (ладошка), но и в том, что трогают (нога). Многократное повторение этого опыта приводит к возникновению границы контроля опыта: в этих случаях ощущения возникают «здесь», а в других - и «здесь», и еще «там». Есть что-то, чем я могу ощущать мир, и это «что-то» конечно. Так замыкается граница сущности, что является основой для дальнейшего развития ребенка. Ведь, чтобы в сознании уместилось, скажем, его имя, то должен быть «контейнер», в котором оно будет храниться. Как может ребенок усвоить имя, если в его сознании еще не замкнулась граница контроля опыта и не возникла его самость?

Вот эта самость становится основой для возникновения чувства себя. Различение себя (Я) и множества переживаний (содержание Я) и является сознанием.

Теперь вернемся к понятию осознанности. Чем является осознанность?

В процессе восприятия у нас есть 2 момента:

  • переживание — содержание Я;
  • само Я.

Сознание — это различение. Мы вольны выбирать, наблюдать ли нам переживания или вернуться к ощущению себя. Возврат к себе — это и есть осознанность.

Осознанность — это состояние сознания, в котором внимание направлено на Я вместо его содержания. Иными словами, это отрицание содержания Я.

Важно понимать, что осознанность — это не какое магическое или сакральное переживание. Мы все так или иначе иногда себя осознаем. Например, когда вас спрашивают, что вы хотите на обед, вы обращаетесь к себе и ожидаете ответа из глубины души. Таким образом вы переводите внимание с содержания Я на само Я.

Проблема заключается в том, что обычно люди делают это исключительно редко. Обычно, когда происходит что-то обидное, болезненное или неприятное. Тогда они задаются вопросом «Почему Я? Почему это происходит со мной?».

Давайте посмотрим, как наиболее просто понять, что такое осознанность, на практике.

);