Полное просветление
Буддизм выделяет 8 дхьян, которые по сути являются состояниями сознания:
- 4 форменных («рупа»)
- 4 бесформенных («арупа»)
Иногда отдельно добавляется 9-я дхьяна «ниродха-самапатти», на которой происходит полная остановка волнений дхармо-частиц.
Стадии просветления
То, что сегодня понимается под просветлением, является достижением 1-й бесформенной дхьяны. Всего их 4, давайте рассмотрим кратко:
- Сфера бесконечного пространства — это и есть то, что ошибочно понимают сегодня под просветлением. Ощущение бесконечного пространства, тишина, фон — вот это вот всё, что вы знаете из роликов на ютубе и из многочисленных сатсангов.
- Сфера бесконечного сознания, на которой исчезает граница между мной и иным.
- Сфера ничто, на которой идущий по пути обнаруживает, что в основе всего находится пустота.
- Сфера не-восприятия и не не-восприятия — самая запутанная стадия, о которой даже и писать бесполезно. В Упанишадах (кажется «Мандала брахмана Упанишада») есть информация о том, что йогин последовательно проходит через несколько «акаш» (пространств), наполненных светом. Вот когда они заканчиваются, остается не-восприятие неба. Об этом говорить также бесмысленно, как обсуждать вкус устриц с тем, кто их не пробовал. Просто знайте, что есть такое.
После 4-й дхьяны следует самджня-ведана-ниродха, которая означает прекращение сознания и чувствования. На практике все это выглядит очень просто: в какой-то момент мне стало лень думать, и я буквально махнул рукой. Вот именно так. Мне лень думать и ощущать. Понимаете, когда вы выходите из этого, то обнаруживаете, что вся ваша внутренняя жизнь — это какое-то бессмысленное стимулирование мозга без цели и смысла в сухом остатке. Все эти мысли, фантазии, воспоминания — все это утомительно. Можно прекрасно обходиться без внутренней жизни, и с вами ничего не случится. Но у вас этого не получится, потому что вам нравится делать то, что вы делаете: думать, фантазировать, ощущать. Это приятно, иначе бы вы этого не делали.
В итоге я пришел к простому существованию, которое близко идеалам дзен: когда я меняю матрас в борделе Айтандзю, то я просто меняю матрас в борделе. Без мыслей. Без фантазий. Без стремлений. Без сожалений. Это касается всего остального: когда я гуляю в парке, то я гуляю в парке. Это утверждение кажется простым и даже примитивным, потому что вы не сознаете простого факта — вы не находитесь в настоящем вашим сознанием. Оно где-то далеко-далеко отсюда в воспоминаниях, грезах и диалогах. Ну или тупо пялит в экран смартфона — там же настоящая жизнь.
Ниродха
Помните как Цой пел? «Это сладкое слово — ниродха».
Внезапно, жизнь без непрерывного опосредования происходящего внутри себя… имеет право на жизнь. Вне мышления и чувствования есть простое человеческое счастье. С прекращением внутреннего диалога вы ощутите пустоту, чистоту, утреннюю свежесть и волны удовольствия, поднимающиеся по позвоночнику вверх. Последнее можно понимать буквально.
Не знаю, является ли мое состояние «ниродха-самапатти» или же это просто прекращение сознания и чувствования («самджня-ведана-ниродха»), которое ей предшествует. Не так это и важно.
Сансара
Суть вечного возвращение описал Мирча Элиаде в одноименной книге «Миф о вечном возвращении». Откуда вообще берется цикличность?
Я не буду тратить время на примеры или пояснения. Кому надо — тот сам прочитает, кому не надо — мне безразлично, короче. Пару веков назад Георг Вильгельм Фридрих Гегель покончил с исторической формой философии, переведя ее в новую форму — логическую. Логика развития человеческого мышления описана в его книге «Наука логики». В ней даны все логические категории, через которое проходит сознание в процессе познания. Есть попытка адаптировать Гегеля для современного читателя — это сделал замечательный Труфанов Сергей Николаевич.
Если кратко, то мы мыслим, раскладывая любой предмет на 2 крайности: плюс и минус, материю и сознание, свет и тьму. Многие так и застревают на всю жизнь в наивном детском противопоставлении одного другому. Но в природе отрицания не бывает, оно есть только в уме. Поэтому Гегель показывает, как преодолеваются эти противоречия в сознании.
Все наши идеи присутствуют в жизни как логические категории. Просто век от века они получают новую интерпретацию, а мы с вами просто не доживаем до выпуска обновлений, поэтому каждое мировоззрение кажется нам чем-то по-настоящему новым. Это и есть Сансара — наше мышление детерминировано.
Поиски выхода из Сансары — это все те же наивные детские попытки отрицания, которого в природе не существует. Так рождаются тонкие миры, астралы, энергии, чакры и прочее очень сильное колдунство.
Путь к просветлению
Есть ли путь к просветлению? А как же путь без пути и тд? Знаете, как говорил Винни Пух? «В принципе, все фигня, кроме пчел, но если так подумать, то и пчелы тоже фигня».
Я убежден, что все эти спекуляции происходит из банального непонимания человеческой сущности. Шопенгауэр, высоко ценивший, кстати, Упанишады, представлял бытие как Волю и Представление, что предельно близко к истине. При жизни его не смогли оценить, только, кажется, Гёте прислал великому философу восторженное письмо, в котором выразил любовь к такой тонкой и живой мысли Артура. Но, как говорил Рик из «Рик и Морти»:
Вряд ли оценка человечества чего-то стоит, потому человечество высоко ценит и многие совершенно уродливые вещи. Прежде узнать чье-то мнение, нужно убедиться, что оно чего-нибудь да стоит.
Так вот, хочешь быть просветленным — будь им. Ты — непосредственная Воля, существующая до всех рамок и определений. Хочешь быть свободным — будь им. Прикол в том, что ты никогда не найдешь рабочей схемы просветления, потому что любая схема — это бытие вторичное и опосредованное по отношению к самой Воле. Иными словами, встать с дивана и иди.
Нужно этим жить. Если ты хочешь стать просветленным, чтобы быть не таким как все, то у меня для тебя плохие новости. Самопознание — это образ жизни.
Дима — как вааще все здорово! давно тебя не читал. скоро день Киргизии
Дима — я по прежнему в ИСС. щас в Москве в Измайлово типа день Индии — видел по мос24 но день Киргизии круче. отзвонюсь — ориентир -31число. Евгений — вел кам (Денис) (Зендос) ну и другие соучастники. добавлю — так хотелось — но это не точно