Как стать свободным? Осознанность и бытие

Как стать свободным? Осознанность и бытие

С рождения человек является самим существованием в отличие от любых других явлений мира, которые лишь воплощают свои сущности. Человек создает сущность в процессе жизни. Он примеряет на себя разные социальные роли. Например, утром он — родитель, днем — официант, вечером — отец и муж. Сам факт смены социальных ролей уже намекает нам, что существование человека шире того, кем он является в данный конкретный момент.

3 перспективы бытия

В процессе жизни многие люди оказываются погружены в процесс настолько сильно, что не замечают, как быстро переживания, образы и мысли сменяют друг друга. Это состояние бытия, а говоря о человеке мы подразумеваем в первую очередь само существование, называется бытие-в-себе. В-себе оно потому, что целиком и полностью погружено в себя. Вам знакомо это ощущение, когда утром пришел на работу, рутина затянула в себя и ты с удивлением заметил, что уже пора обедать. Вот это состояние погруженности в поток восприятия, в котором человек не отделяет себя от роли, называется бытием-в-себе.

Когда он вдруг осознает, что все лишь хорошо вжился в роль эффективного менеджера, официантки, продавца, водителя автобуса, директрисы школы, врача или любой другой, то бытие становится для себя, т. е. для-себя-бытие. Бытие сделало предметом само себя.

Есть известная шутка о том, как сильно различается то, что человек думает о себе, что он делает, и что думают о нем другие. Та сущность, которую видит в человеке другой, называет бытие-для-иного. Для себя ты можешь быть умным, красивым человеком с очень богатым внутренним миром, но владелец салона видит в тебе парикмахера, у которого всего 2 характеристики: скорость работы и качество стрижки. Наши представления о себе встречаются с представлениями других людей, и возникает конфликт. Последний чаще всего случается в семье, когда фантазии супругов о счастливой жизни сталкиваются с действительностью.

Конфликт

И кажется, что это простой ответ. Есть я сам по себе, плывущий по течению с детства — бытие-в-себе. Здесь нет никакой свободы, а существование человека подчинено случайным импульсам. Я могу рефлексировать, т. е. делать самого себя предметом мысли, становясь для себя. В этом случае появляется свобода выбирать роли. Другие люди могут сообщать мне информацию обо мне, тогда я становлюсь для иного. Это привносит что-то новое в мою жизнь. Необязательно новое должно касаться конкретно моей личности, можно прочитать книгу и сделать для себя какие-то выводы о профессиях, о мужчинах и женщинах, о роли родителей и т. д.

Бытие-для-себя хоть и кажется на первый взгляд свободным, таковым не является, потому что замкнуто в пределах своей идентичности. Объем знаний отдельного человека всегда меньше объема знаний человечества в целом, поэтому подлинная свобода возникает в общении с другими людьми, когда они создают конфликты.

Практика

Замыкаясь в себе, в духовных учениях, в практиках и медитации, человек становится для себя. Он делает свою внутреннюю жизнь предметом рассмотрения. В этом случае его же практика и играет с ним злую шутку. Повышая осознанность, т. е. навык рефлексии, он считает, что становится свободным, но не понимает, что его свобода ограничена его же знаниями о себе и о мире. В данном случае, можно говорить не о свободе как таковой, а лишь о свободе выбора: быть агрессивным или не быть, заниматься йогой или не заниматься, отказаться от мяса или не делать этого.

Внутри той же самой условной духовности есть практика более высокого порядка — это смирение. Становясь для иного, человек разворачивается к миру. Он перестает фильтровать входящую информацию, отбирая нужную или полезную по его мнению, а принимает все. То же самое касается и действий. Смиряясь, человек совершает то, что требуется в данный момент, а то, что не нужно, не совершает. В идеале, между действием и результатом не должно быть сомнения, тогда оно будет полностью спонтанным и происходить из самой сущности.

Никто не говорит, что в спонтанность равна некоему условному «росту». Спонтанность скорее нужна для того, чтобы выпустить наружу свою сущность, которую мы так тщательно скрываем от всех и от самих себя прежде всего. Тогда она становится предметом рассмотрения, а человек освобождается от бессознательных установок.

Иными словами, в данном контексте, под смирением стоит понимать не безвольное существование, а просто открытость себе, миру и всему новому.

Мета и постмодерн

Когда кто-то говорит о постмодерне, то часто слышатся такие слова как «отрицание», «деконструкция» и «прокисание смыслов». Все это на самом деле — ерунда и к постмодерну отношения не имеет.

Вся суть в том, что бытие-для-себя и бытие-для-иного по существу представляют собой лишь сборник нарративов, т. е. рассказов о себе. Суть нарратива в том, что и герой, и обстоятельства, и, что самое главное, истина возникают в процессе наррации. Звучит сложно, но на деле вам достаточно вспомнить какую-то неприятную и неоднозначную ситуацию, в которую вы попадали когда-нибудь. Вы хотели как лучше, а вышло как всегда, и непонятно кто виноват. Сгорел торговый центр, пожарные выходы заблокированы, инспекции не было много лет, а в документации ошибки. Кто виноват? Все зависит от того, кого нужно сделать виноватым в процессе наррации. Истина всегда зависит от конечной цели повествования. Может электрик, выполнявший работы. Может сотрудники пожарной инспекции, а может и владелец здания, смотря кто у здания владелец.

Вот в жизни тоже самое. Целью врача является не условное здоровье человека, а выполнение собственных показателей, чтобы получить зарплату. Как и продавца, и полицейского, и человека любой другой профессии. И получается, что вместо того мира всеобщего равенства и благоденствия, которые еще совсем недавно рисовали нам фильмы и книги, сегодня мы имеем массу человеческих нарративов.

Когда человек видит перед собой множество людских историй, никак не связанных между собой, то он смотрит на мир глазами просветленного. Люди просто выдумывают оправдания своих действий и желаний, как правило неосознанных. Когда цели и желания совпадают, возникают мета-нарративы, к которым примыкает огромное число участников, но это не меняет их сути. Например, в основе справедливости для всех лежит справедливость для меня лично в первую очередь, иначе на кой она мне сдалась?

Когда человек поворачивается от нарративов, т. е. от оправдания своих действий, к причинам желаний, возникает метамодерн или «новая искренность».

Пробуждение

Как мы видим, все пляски с бубном вокруг духовности, вполне укладываются в простую логическую структуру, где:

  • состояние неосознанности соответствует в-себе-бытию;
  • состояние осознанности, т. е. рефлексии — для-себя-бытию;
  • состояние смирения — бытию-для-иного.

Под состоянием бытия-для-иного можно можно понимать такие религиозно-философские концепции как

  • христианское смирение;
  • Дао в представлении Лао Цзы;
  • Первоединое в «Эннеадах» Плотина;
  • всеобщее в лекциях Линькова Е.С.

Особенностью бытия-для-иного является созерцание всеобщего, но непроявленного начала, которое всегда было, есть и будет, которое не рождается и не умирает, а лишь постигает себя в своих формах, незримо управляя изменениями в мире.

Многим людям, находящимся в состоянии рефлексии, осознанности или для-себя-бытия, кажется, что истина или чудо должны прийти к ним персонально и в форме некоего волшебного откровения. На самом деле всеобщее, на то оно, собственно, и всеобщее, проявляет себя каждое мгновение через слова и действия других людей в том числе, через изменения мира, через знаки и символы. Поэтому чего однозначно не стоит делать для духовного развития или с целью просветления — это окукливаться в пределах своей внутренней жизни, наблюдая дыхание и занимаясь прочей ерундой.

Просветление тут

Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);