Бессмысленность и свобода
Мышление в пределе равно материи — мы ж не можем мыслить то, чего нет. Вы можете попробовать представить то, чего нет. Максимум, что у вас получится — химера. Химера — это существо, составленное из разных частей. Я потому и говорю, что мышление равно материи — придумать ничего принципиально не выйдет, можно только комбинировать сколько угодно.
Соответственно, мышление может быть либо:
А. Адекватно материи — это категории, например, христианского смирения. Помните, даже история Будды началась с того, что он вышел из дворца и обомлел, увидев труп «А чо так бывает?!».
Б. Неадекватно материи — чайлд-фри, ЛГБТ и прочий транс-гуманизм.
Каков критерий адекватности? Когда мы мыслим необходимость или функцию, иными словами. Есть такое понятие «функциональный анализ». Может в математике у него какое-то свое значение, но в гуманитарных науках анализ это — поиск функции. Что главное, что управляет, что лежит в основе, без чего не может быть процесса?
Например, суть брака — в детях. Без размножения никакого внятного смысла в совместном и юридически закрепленном ведении хозяйства просто не существует. Если одиноко — можно кота завести или рыбу в банке, а лучше подумать о самодостаточности. Мужчина ищет ресурсы и приносит их женщине, взамен она гарантирует ему потомство. Ну, а что? Пара детей — это 6 лет декрета, это не шутки. Соответственно, когда мышление теряет связь с реальностью, возникают вопросы «А щаслив ли я в браке?». А ты и не должен был быть счастлив — это тебе по телевизору сказали. Счастье, оно, знаешь ли, вообще то внутри.
Иными словами, чем дальше мышление удаляется от материи, от самой функциональности, тем больше времени и энергии человеку требуется для поддержания своего шаткого мира хоть в каком-то порядке. Это как с тренингами личностного роста. Ему сказали, что нужен личностный рост, он заряжается на успех и растет.
Бессмысленность
Откуда же берется Её Величество Бессмысленность?
Так из функции и берется. Тебе нравятся помидоры — это не твой выбор, а осознание этого факта, бро. Ты не выбирал, что конкретно тебе любить. Ты не выбирал, какой человек тебе понравится и с кем тебе захочется заняться сексом. Да, мы все умные и красивые, совершенно уникальные, но в рамках популяции все уникальность куда-то девается. Все рано или поздно вписываются в стандартные «дом, семья, работа, дача».
Осознанность позволяет увидеть всю механистичность внутренней жизни. Стимул — реакция. Да и реакция не абы какая, а на основе случайного опыта, чаще всего детского. Кстати, отсюда и возникает идея себя. Например, я самый умный, красивый и платить мне должны много. Но в действительности все наоборот. Возникает внутренний конфликт.
Вот эта механистичность и приводит к идее бессмысленности. В целом, в жизни все подчиняется тем или иным законам,
Сон наяву
Сон не имеет смысла. Есть отдельные фрагменты, которые метафорически показывают нашу внутреннюю жизнь, но не всегда. Сон — царство хаоса и бессмысленности.
Жизнь вне сна кажется нам наполненной смыслом, но этот смысл точно такой же ситуативный и целевой. В целом, в жизни смысл отсутствует точно также, потому что в ней, внезапно, нет нашего контроля, как и во сне.
Мы можем пыжиться, ставить цели, но их достижение от нас не зависит. По сути, человеческое существование подобно просмотру фильма. Зритель сопереживает герою картины, радуется или вытирает слезы и сопли, но влиять на картину не может. Вернее может, но это тот же хер, только в другой руке. Любил я помидоры, а тут усилием воли начал любить кабачки — вот это достижение, тем более, что меня все равно что-то на это сподвигло.
В этой бессмысленности бытия и лежит абсолютная свобода. Мы можем выбирать любые смыслы — посмотрите на детей, когда они играют в Майнкрафт. А можем вообще отказаться от всяких смыслов.
В диалектике жизни наше Я является отрицанием бытия. Во сне мы едины с субстанциональностью, нам некуда вернуться мыслью, нет никакого «себя». Проснувшись, появляюсь Я, но не имею при этом никакого содержания. Я не мысль, не тело и не чувство. Собственно, жизнь потому и коротка, что представляет собой отрицание, которое нужно снять, либо вернувшись обратно в сон в результате смерти, либо сняв отрицание через просветление, осознав свое единство с миром.
Когда мы осознаем бессмысленность жизни, то снимаем противоречие между сном и бодрствованием — теперь они функционально одинаковы. Что во сне с нами происходит что-то бессвязное, что в бодрствовании случается нечто хаотичное. И сон, и бодрствование получают общее основание — бессмысленность, которая освобождает наше Я. Оно перестает искать опору вовне себя и целиком обращается внутрь.
Один друг часто говорил, что хочет осознанно заснуть. Ему казалось, что в этом есть какой-то глубокий смысл, как будто таким образом можно вернуться к чему-то изначальному. Так вот, в эту реку снова не войти. Когда жизнь и сон становятся одинаково бессмысленны, то ощущение жизни становится идентично переживанию сна. Покой, умиротворение и легкий интерес «А чо там дальше?».
Мой телеграм
Метки: осознанность, просветление, философия