Как справиться с беспокойством?

Как справиться с беспокойством?

Давайте рассмотрим ситуацию. Человек нервничает, переживает и не может найти себе места из-за каких-то изменений в его жизни. Если в данный момент его ничего не беспокоит, то можно сделать вполне тривиальный вывод — его внимание направлено в будущее.

Там «в завтра» могут реализовать последствия сегодняшних изменений. А могут и не реализоваться, но человек на всякий случай рассматривает вариант, в котором все точно сложится наихудшим образом.

Завтра

Ситуация более-менее понятна, но возникает вопрос. Почему человека это заботит? Да-да, это очень простой вопрос, который мы, однако, забываем себе задать. Почему меня беспокоит завтра?

Здесь я хочу сделать важное уточнение. Мы рассматриваем не какие-то возможные сценарии нашей будущей жизни, которые могут влиять на нас самым разным образом, а «завтра» в целом. Зачем я сегодня думаю о завтра в принципе. Для чего?

Я хочу, чтобы дорогой читатель вполне прочувствовать суть вопроса. Для чего я ворочаюсь в постели, представляя себе те или иные картины будущей жизни? Зачем веду долгие диалоги с друзьями, врагами или родственниками? Почему выдумываю целые оправдательные речи и обвинительные приговоры? Веду совершенно фантастическую полемику, прорабатывая те или иные варианта развития разговора? Зачем это все в целом?

Сила сейчас

Я не буду рассказывать вам о том, что вы не должны думать о работе, когда находитесь в ресторане с женой, девушкой или друзьями, когда пьете прекрасное вино и ведете интересную беседу. Что, если бы ваше внимание было устремлено в настоящий момент, то вы непременно прочувствовали бы особую глубину переживания вкуса вина, красоты женщины или неожиданного поворота диалога.

Это предельно банально. Сегодня за осознанность выдают просто новый способ «осознанного потребления». Весь интернет завален наставлениями о том, как проживать каждый миг с зубной щеткой во рту или очень внимательно подтирать себе зад, не переставляя удивляться разнице между consciousness и awareness. Тоска, одним словом.

Но вернемся к нашим невротический расстройствам, а я уверен, что часовые внутренние диалоги ничем о нервных тиков не отличаются, потому что человек их не сознает и не может прекратить. Итак, сектор «приз» на барабане: внимание человека направлено в будущее. Вопрос — почему?

Здесь «почему» следует понимать как принцип. Не для того, чтобы успокоиться после планерки на работе или скандала с мамой по телефону — это уже «зачем». Почему мы вообще обращаемся к будущему?

Одиночество в сети

Знаете что у общего у похода к психологу и мастурбации? Все это делают, но не каждый готов в этом сознаться. Сегодня всем все равно, никого ничем не удивить, но кажется, что у меня уже не осталось знакомых, которые не посещали психотерапевта или не принимали таблетки. Очевидно, что нас гложет стресс. Но почему?

На поверхность всплывает довольно банальный ответ. Мол, сегодня у современного человека в день столько информации, сколько не было у средневекового пейзанина за всю жизнь и прочее, и прочее.

Ответ пока не проясняется, не так ли? Давайте зайдем с другой стороны и перефразируем вопрос. Я прошу убрать детей, беременных, пожилых и просто сильно впечатлительных людей от экранов. Прогнали? Отлично, поехали дальше.

Просто в качестве мысленного эксперимента мы приведем вопрос «Зачем я думаю о завтра?» к его логическому пределу и поставим новый. Могу ли я прямо сейчас умереть? Доволен ли я жизнью, проживаю ли я осознанно каждый момент, действую ли в полной гармонии со своей сущностью?

Я часто задавал себе подобный вопрос. Могу ли я лечь и сознательно умереть, согласившись со своей смертью, когда она придет? Ну представим, что конкретно меня старуха решила почему-то уведомить заранее. Могу ли я так поступить? Я анализировал эмоции, которые приходили в качестве ответа. Мне они казались неудобными.

И в итоге я нашел довольно простой ответ. Я не был готов уйти из жизни в произвольный момент, потому что мне нужно было завтра, чтобы иметь возможность «дожить» то, что не прожил сегодня. Типа как в ресторане, когда не доел блюдо, а официант спрашивает «Может вас завернуть с собой?». А ты такой отвечаешь «Да, заверните это для нашей собаки», но ведь у меня нет никакой собаки — я просто боюсь признаться в том, что не был удовлетворен настоящим в полной мере и хочу взять кусочек с собой в «завтра».

Мысленный галоперидол

Собственно, беспокойство о завтра возникает тогда, когда мы не удовлетворены настоящим. Неудовлетворенность рождается, когда мы:

  1. Не знаем себя (не сознаем).
  2. Действуем против собственной природы (наступаем на горло собственной песне).
  3. Переносим свои ожидания на «завтра» (потом «доживу»).

Наше Я размазывается во времени: тут оно переживает ошибки прошлого и фантазирует о том, что завтра все изменится. Или просто пугается, что завтра может не наступить, да?

Пример для красивых: я — хреновый родитель. Не то, чтобы совсем, но так себе. Это шаг 1 — осознание и принятие. Я могу продолжать быть не очень хорошим родителем, перенося свои ожидания на завтра. А могу принять, что завтра ребенки вырастут и никакого «завтра» для нас уже не будет, ведь они повзрослеют. В нас есть какие-то причины, которые заставляют нас вести себя определенным образом. Мы не хотим их искать и признавать — это шаг 2. Продолжаем воспроизводить болезненные паттерны поведения — копировать родителей. Это приводит нас к шагу 3 — все опять «так себе».

В этот момент вы ощущаете что-то к ребенку (какие-то эмоции), а не должны, ведь он просто человек, каких 7 миллиардов. Вы относитесь к нему так, как относитесь к себе, т. е. так, как относились к вам ваши родители. Кто-то злится, что дети не слушаются, а кто-то ощущает жалость, чтобы был слишком строг, например. Другие люди — просто зеркала нашего отношения к себе. Эти эмоции «заряжают вас на позитив» — вы решаете завтра быть лучше, спокойнее, терпимее, внимательнее и т. д. Естественно, ведь переживания — это в буквальном смысле топливо для тела. Нет эмоций — есть депрессия.

Механизм

Переживания показывают в какой момент наше мыслимое (то, как должно быть) не совпадает с действительным (то, как есть). Вспомните Будду, который вышел из дворца, увидел труп и испытал фрустрацию. Вот с нами это происходит каждый день.

Поэтому мы либо анализируем пути возникновения переживаний, либо продолжаем воспроизводить паттерны поведения. Во втором случае нам нужно завтра, что их реализовать.

Естественно, что когда появляются новости, которые угрожают вообще нашему «завтра» в целом, то эта угроза означает угрозы самому нашему существу — у нас же на завтра планы.

Поэтому когда я думаю о том, что меня может, например, сбить автомобиль, когда я выйду за бутылочкой вина, то перехожу к другой мысли: «Ок, смерть внезапна и неизбежна, но должен ли я сожалеть об этом?». Ну помру я, допустим — и что? Буду ли я сожалеть о чем-то, желать что-то исправить, поступить иначе? Если нет, то и переживать не о чем — я сделал что мог совершенно искренне и в полной мере.

P.S.

Соответственно, ответа на вопрос «Как перестать переживать и беспокоиться?» попросту не существует. Когда вы нервничаете, это значит, то вы не живете в настоящем в гармонии с собой. Мы просто ищем какую-то мысль как утопающий — бревно, которая позволит нам удержать на поверхности, т. е. утешит, что в «завтра» у нас все-таки будет возможность реализовать себя.

Давайте жить дружно сейчас.

Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);