Развитие интуиции с помощью осознанности
Внимание человека может фиксироваться на любом единичном объекте внешнего или внутреннего мира: на переживании, образе, мысли. Когда происходит быстрая смена объектов восприятия, то возникает «эффект кино». Вы не видите отдельные кадры киноленты, когда смотрите фильм? Вот и человек воспринимает жизнь целостно, полностью в нее погружаясь.
Это элементарно доказывает простейший эксперимент с двумя пальцами. Попробуй осознать мизинец правой руки и средний палец левой руки. 90% людей попробуют и ответят, что у них получается. Им кажется, что это возможно, потому что они не замечают как их внимание быстро переключается между пальцами. Точно также они не видят, как перед ними проносится вся жизнь.
Что происходит, когда мы «осознаем»? Наше внимание перестает следить за каждым конкретным объектом и переключаться между ними, а наблюдает само движение объектов внутри восприятия: один палец, другой палец, один палец, другой палец. Когда восприятие «замедляется», то мы уже можем увидеть жизнь как набор кадров: действия, чувства, воспоминания, слова, снова воспоминания. Даже чтобы мысленно «отмотать» время назад в своем сознании, нам нужно «мотнуть» объекты восприятия. Так мы вспомним, о чем думали какое-то время назад.
Соответственно, осознанность возникает тогда, когда фокус внимания переключается с единичного (переживание, образ, мысль) на всеобщее (процесс смены объектов). Безграничная сложность, а также изящная простота процесса заключаются в том, что нет такого объекта, на который можно направить внимание, чтобы получить осознанность. Поэтому первоначально так сложно сознавать, и поэтому же так смешно, когда это получается.
Развивая этот навык, можно культивировать «безусильность» и интуицию. Под безусильностью я понимаю, по большому счету, отсутствие воли. Но это не то безволие, которое культивирует алкоголик на лавочке — оно иного качества. Вместо воли субъекта мы принимаем волю всеобщего — это то самое христианское смирение. На бытовом уровне это работает очень просто. Есть ситуация, которая требует решения. Привычка заставляет нас концентрировать внимание на поисках путей. Логически это кажется единственно верным вариантом — включиться в процесс и выработать конкретное и наиболее рациональное решение. Представьте, что весь объем знания о Вселенной равен 100. Какой процент этого числа в принципе известен человечеству сегодня (не вам лично)? 5%? 15%? или 0,005%? По аналогии попробуйте представить вашу вероятность выработать решение проблемы.
Наполеон думал, что взятие Москвы окончит войну, ведь только так и воюют в Европе. Но эти русские почему-то столицу тупо сдали. Что делать? Как быть? Хотя действия Наполеона были максимально логичны, рациональны и последовательны.
Я хочу обратить ваше внимание на действие непознанного. Наша уверенность в контроле ситуации базируется не на знании, а на незнании степени нашего же незнания. Сколько мы знаем о мире? 5% или 0,5%? Когда результат не совпадает с ожиданиями, мы испытываем фрустрацию. Чтобы погасить боль в заднице, создаем нарративы, чтобы объяснить себе, почему мир все-таки такой, а не иной. Для иллюстрации этого поста рекомендую посмотреть фильм «Пассажиры» о сложности морального выбора и этике непознанного.
Когда мы понимаем, что понимать нам то, по сути, нечем особо, то остается отдать ситуацию на откуп случаю. Прошу не путать с лежанием на диване. Мы просто отказываемся о попыток выработать решение, принимаем происходящее и делаем то, что в наших силах в данный момент.
Внезапно оказывается, что особой необходимости в куче нарративов, объясняющих все и вся, просто нет. Ситуации могут разрешаться и без нашего участия. Более того, даже проще не создавать иллюзий относительно людей и событий, а просто ждать дальнейшего разрешения.
Интуиция появляется как следствие осознанности. Когда мы перестаем занимать внимание объектами, переключившись на сам процесс, то в нем начинают спонтанно рождаться понимания и ощущения. Если использоваться метафору, то можно сравнить развитие интуиции с работой рации. Чем меньше мы работаем на передачу,
Осознанность хороша не только безусильностью, но и тем, что в этой безусильности рождаются спонтанные интуитивные прозрения о том, что должно быть сделано в данный момент. На самом деле у этой схемы просто колоссальный потенциал для претворения в жизнь своих желаний, нужно только научиться скользить по пространству вариантов. Своего рода трансерфинг без намерений и маятников.
Другой вопрос в том, что от каких-то желаний отказаться все-таки придется, если вы обнаружите, что они являются частью нарратива. Например, стать богатым, чтобы меня любили. Сделать карьеру, чтобы папа гордился. Выйти замуж, потому что все так делают. Нарратив — это способ уравновесить внутренние стремления. Человек не хватает любви родителей, поэтому он хочет повысить свою значимость — находит себе цель в жизни в виде заработка денег. Робин Уильямс пытался получить внимание матери, но не мог. Он заметил, что она обращает внимание, когда он делает что-то смешное. Тогда Робин выбрал это как жизненную стратегию — смешить людей, чтобы получать внимание. Посмотрите на любую из его фотографий — это глаза бесконечно грустного человека.
С осознанностью вы рано или поздно встанете перед выбором: поддерживать искуственные нарративы или освободиться от них, приняв проблемы.
Метки: интуиция, осознанность, саморазвитие