Духовное развитие — от рождения до просветления

Духовное развитие — от рождения до просветления

В чем греховность человека? В том, что по телу он рожден животным.

Сознание животных стихийно. Нельзя сказать, что у них нет интеллекта. Они ищут еду, когда голодны, бегут, когда страшно. «Внутри» животного есть точно такой же условный Я, как и внутри каждого из нас, но разница огромна — животные не обладают самосознанием.

Бытие животного аналогично человеческому сну. Когда мы видим сон, то не понимаем, что это сон. Наше сознание стихийно, как у животных: страшно — бежим, голодны — ищем пищу и т. д. После пробуждения, Я отделяется от субстанции сна — возникает отрицание.

Нети-нети

Что оно собой представляет? Если не вдаваться в философию, то ближайший пример — это концепция «нети-нети». Она встречается в адвата-веданте и джняна-йоге, описана в Упанишадах и Авадхута-гите. По существу, есть 2 метода описания Абсолюта: катафотический и апофатический. В первом случае мы ищем то, чем Абсолют (бог) является, а во втором, как раз в случае использования концепции «нети-нети», ищем то, чем он не является.

Отрицательность Я представляет собой такой частный случай апофатического метода. Вам всем он хорошо знаком. С одной стороны, я есть, но с другой, я не являюсь ничем конкретно из сущего. Я — не тело, я — не мысль, я — не чувство и т. д.

Как не ищи, себя не найти.

Но ирония в том, что в природе вы не найдете отрицательности в чистом виде. Вслед за Парменидом, мы можем утверждать, что «есть только бытие, а небытия нет». В природе нет ничего чисто отрицательного, поэтому наша человеческая жизнь нестабильна. Вот казалось бы, а чего это человек смертен? Да то и смертен, что его Я не соответствует телу. Что мыслимое не совпадает с действительным. Мы все не ощущаем ни время, ни возраст, но организм упрямо сообщает обратное.

Евангелие от Матфея 9 глава:

Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

Формы индивидуализма

По этой же причине, описанной Парменидом, не выдерживает критики и буддийская концепция Анатмавады, т. е. отсутствия самости, сущности или Я. Наше Я является чистой отрицательностью только в мысли — это нужно четко понять. Отсюда можно сделать неверный вывод, что Я не существует. На самом деле верный вывод только один — это отрицание отрицания.

Иными словами, Я существует, но имеет иное содержание — вот в чем дело. Мы все живем с естественной установкой, будто Я управляет телом и им же ограничено в пространстве. Такое представление называется «закрытый индивидуализм» в том смысле, что личность имеет четкие границы. Все существует 3 формы индивидуализма:

  • закрытый — наша обычная установка, что Я — это мое тело;
  • открытые — Я — больше, чем тело;
  • пустой — никакого Я нет.

Первый не имеет под собой достаточных оснований. Например, во сне вы можете видеть меня и говорить со мной, но из этого не следует, что Я в вашем сне являюсь отдельной от вас личностью — сон то ваш. Он «сделан» из вашего сознания.

Последний представляет собой логическую ошибку, вытекающую из естественной установки: раз Я — это не тело, то этого Я вообще нет. Почему объем понятия Я должен быть равен объему понятия тела — неизвестно.

У нас остается открытый индивидуализм, в котором границы Я не так жестко очерчены.

Феноменальное сознание

Если мир, условно, является одним целым, то совершенно непонятно, почему я и баба Галя должны чувствовать вот это свое Я по-разному. Наоборот, поток восприятия Пафина создает уникальную идею себя, а поток восприятия бабы Гали — другой уникальный поток опыта. Но из этого не следует, что ощущение себя должно быть разным.

Американский философ Нед Блок сформулировал такую концепцию. Он предложил разделить сознание на 2 части:

  • феноменальное сознание — это сама способность «быть свидетелем опыта»;
  • сознание-доступ — это способность совершать действия, выражать себя для других.

Феноменальное сознание — это тот самый внутренний «картезианский театр» по определению Дениэла Деннета. Это гарантия того, что внутри себя мы видим, переживаем и ощущаем весь опыт. И нет ни одной причины, по которой баба Галя должна внутри себя ощущать все иначе, чем я. Мы можем говорить об интенсивности переживаний, например. Может, у бабы Гали нюх лучше — она ярче слышит запахи, но само «пустое свидетельствование» ничем принципиально не отличается от моего.

Духовное развитие

У нас есть опыт феноменального сознания, из которого вытекает идея себя — то, как я вижу свое Я. Когда Я становится предметом сознания, то мы говорим о духовном развитии.

У нас есть чистая отрицательность — Я не сводится ни к чему сущему. И мы ищем форму, но все формы преходящи. Единственный способ решить это уравнение — это приравнять Я к бытию вообще. Если меня в мире нет, то это может означать только одно — что я и есть сам мир. Таким образом мы снимаем отрицание. В результате духовного развития, идея себя принимает в себя все содержание мира. Результатом становится просветление, когда человек ощущает себя всем.

Теперь, когда мы понимаем начальную и конечные точки (от рождения человеком до просветления), то можем описать сам процесс. И понимание природы просветления гарантирует понимание механики развития сознания. Только это гарантирует результат.

Итак, у нас условно есть две точки, А и Б. В А родился ребенок, который пока не сделал себя предметом сознания. Самосознание еще не возникло. Как оно получается? Да, элементарно: «Вася, пельмени будешь?». Рано или поздно Вася смекает, что слова «пельмени» и «будешь» ассоциируются с чувством голода внутри. Естественно, я утрирую, но в целом процесс можно описать.

Сначала мы имеем малыша, который лежит и смотрит в потолок. Он ничего о себе не знает. Откуда появляется Я? Да нет там никакого Я — сначала должна появиться категория чего-то обособленного, а перед этим — возникнуть категория границы. Как это происходит? Малыш трогает рукой ножку, ощущает прикосновение и в руке, и в ноге. Когда трогает игрушку, пол или стену, то ощущает переживание только в руке. Так появляются «Здесь» и «там», а между ними — предел. Предел превращается в границу, которая замыкаясь сама на себя, дает нам одно. А вот это одно уже станет контейнером для будущего опыта «Вася, пельмени будешь?».

В чем проблема? В том, что, когда человек подрастает, его изначальная природа, его феноменальное сознание, даже самое бытие, которое соотнеслось само с собой и дало понятие одного, находится в спутанном состоянии с опытом. Иными словами, идея себя, тот контейнер личности, превратился в мусорное ведро, наполненное случайный детским опытом. Да и родители туда подсыпали нормально своего собственного барахла.

И вот человек встает перед проблемой: сортировать мусор или искать хозяина ведра. Я утверждаю, что важны оба процесса. Нужно и приводить психику в порядок, и искать свою природу — одно помогает другому.

Точка Б представляет собой просветление — переживание единства с миром. Что между А и Б?

Между ними существует процесс выхолащивания феноменального сознания из наблюдаемых феноменов, который я назвал «Метапрактика Осознанности» (доступен у меня в телеграме). Курс разбит на 4 части. Мы начинаем наблюдение и через ряд противоречий приходим к просветлению

Почему так происходит? Чтобы понять, что я и мир есть одно целое, мы сначала должны развести Я и мир по разные стороны баррикад. В этом нам помогает диалектическая логика, которая следует логике развития самих категорий. Пример с ребенком я описал чуть выше. Смысл в том, что мыслям предшествуют абстрактные категории, которые получают ту или иную интерпретацию в наших головах. В процессе Метапрактики мы просто снимаем набор противоречий, разрешая конфликты, что приводит к одному выводу — просветлению.

Метапрактика — это диалектический способ отделить котлет от мух, истинную природу о мира, сознание от материи для того, чтобы переосмыслить само разделение. Нам нужно не найти себя там или что-то познать, а просто довести это изначальное противоречие между телом и ощущением себя до максимума, чтобы его разрешить.

Как в греческой трагедии через тернии к зведам отчаяние к очистительному катарсису.

Метапрактика Осознанности

Почему Метапрактика? Ведь существует огромное количество систем саморазвития, накоплено множество опыта, бесконечное число практик и т. д.

Да, все так, но.

Ни одна из известных мне систем не рассматривает развитие сознание как процесс, которым он только по истине и является. Ну нет у ребенка ни Я, ни самосознания — что хотите с этим делайте. Нельзя брать взрослого человека и рассматривать его одного как некую константу, как постоянство, и философствовать об этом. А вот авидья, а вот неведение — да, и что? И годовалый малыш, и пятилетний, и подросток, и мужчина 35 лет, и старик — это все один человек, но разный. Человек меняется, поэтому постигать нужно закон изменения.

Игнорирование этого простого факта изначально обрекает любую систему саморазвития на провал. Нельзя просто брать взрослого сформировавшегося человека и выстраивать вокруг него философию. И пятилетний ребенок, и дед — это все тот же человек, в котором есть нечто постоянное и нечто изменяющееся. Их нельзя просто взять и опустить, чтобы не мешали духовности. Нельзя взять и заявить, что внутри человека присутствует душа. Вот смотрите, вот ребенок, вот взрослый, а вот — дед, видите? А почему это один и тот же человек? Потому что внутри него вечная Душа! А чего тогда у вашей души столько форм то? И кто сказал, что дух и материя существуют отдельно друг от друга? Мы так приходим только к дремучим формам двойственности.

Метки: , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);