Что такое осознанность? Философия и диалектика осознанности.

Что такое осознанность? Философия и диалектика осознанности.

Что такое осознанность? Сегодня под ней понимают все, что угодно. Давайте посмотрим основные представления.

Например, Википедия говорит, что осознанность есть «непрерывное отслеживание текущих переживаний». Как будто существует что-то иное, кроме «текущих переживаний» — все, что мы думаем, чувствуем и представляем, происходит сейчас. Даже если мы вспоминаем вчерашний вечер, то делаем это в настоящем моменте. «Сейчас» — это вообще единственное, что нам доступно.

Энциклопедия практической психологии сообщает, что осознанностью является способность «сопровождать сознанием свои актуальные состояния, свои действия, свою деятельность, течение своей жизни». Плохо, конечно, что кто-то считает, будто не все состояния сопровождаются сознанием. Вообще, это очень странно — считать, что у человека нет сознания, когда он в состоянии сознания. Тут наблюдается очевидная подмена. Под сознанием понимается всего лишь вектор внимания.

Ошо в книге «Осознанность. Ключ к жизни в равновесии» утверждает, что осознанность — это отречение. У него вообще большой талант говорить много вокруг да около, не доходя до сути. Завидую таким людям. Еще он говорит, что осознанность — это разница между жизнью и смертью. В целом, практически все книги о духовности следует скорее относить к категории поэзии, чем к каким-то практическим руководствам.

В целом, все сознают. Когда тебе говорили в детстве: «Петя, ты пельмени будешь?», ты обращался к своему внутреннему миру, пытаясь понять, есть в нем голод, и смогут ли пельмени его удовлетворить. Может этих моментов осознанности вообще достаточно для жизни человека? Кто сказал, что нужно сидеть и ощущать процесс дыхания. Вот эти ощущения, когда воздух входит в легкие и выходит наружу — это осознанность или нет? И чего она дает?

Философия осознанности

Если мы опустим на время модный термин «осознанность», то вернемся к 2-м уже вполне известным понятиям:

  • сознание,
  • самосознание.

Что такое сознание? Это различение — и всё. Вот во мне я различаю объекты, свои чувства и даже мысли. Во сне есть я? Могу я отличить себя от субстанции сна?

Нет, не могу. Поэтому говорят, что во сне человек погружен в саму субстанциональность. Когда мы понимаем, что спим — это называется «осознанный сон». Это совсем другой опыт. Обычный сон подразумевает слитное единство с происходящим во сне. Мы можем даже обращаться к себе, думать, но не сознаем, что спим. Почему?

Потому что Я — это чистая отрицательность. Я не является чем-то конкретным ни во внутреннем мире, ни во внешнем. Я — не тело, я — не мысли, я — не ощущения, я — не образы и фантазии. Я — вообще ничто по сути то. Во сне Я не существует, а в бодрствовании появляется. Поэтому, следует различать:

  • сон,
  • бодрствование.

Во сне мы погружены в субстанцию сна. Так существуют животные. Это называется «стихийное сознание». Лось хочет есть — он идет и ест. Лось хочет спариваться в период гона — он ищет самку. Лося не беспокоят чувства — он ложится на траву и лежит. Это так и происходит буквально. Мы не говорим о том, что у животных нет сознания. Оно у них есть. У животных нет Я, нет самосознания.

Когда возникает самосознание? Когда предметом сознания становится Я, которого, по существу, нет. Поэтому наше сознание упирается в пустоту, проникает сквозь нее и утыкается во что-то, что мы считаем собой — в какие-то ощущения, переживания, воспоминания, эмоции, чувства, мысли и т. д.

Всякие модные нынче медитации предлагают человеку лично убедиться в том, что его нет. Ведь погрузившись в медитацию, человек обнаруживает лишь поток мыслей, образов и эмоций внутри себя — а где же это самое Я?

А, действительно, где?

В отличие от самих изобретателей всех этих медитаций, в России каждый школьник знает, что движение относительно. Поэтому наблюдать поток чувств, мыслей и образов может только некто неподвижный, относительно которого они образуют то самое движение.

Диалектика осознанности

Сейчас будем усиленно имаджинировать, поэтому оставьте все религиозные представления в стороне. Наши мысленные эксперименты направлены исключительно во благо науки. Рассуждения о боге не касаются какой-то конкретной религии, являются интерпретацией пантеизма.

Представьте. что существует некий условный бог, и этого бог — соня. Он любит спать. А когда бог спит, ему снится мир и мы с вами. Прикол в том, что во сне бог не знает о том, что спит, ведь мы с вами выяснили, что во сне мы едины с субстанцией сна. Когда богу снится дерево — это бог или не бог? Ну вроде как не бог, ведь он тут, а дерево там, да?

Но, сон то принадлежит богу. Значит, в этом вообще все «состоит» из его сознания. Ну там банально чему-то другому взяться неоткуда — это ж сон бога.

Итак, у нас получается, что сон бога — это бытие.

Внешний относительно меня мир — это бытие-для-иного. Внутренний мир — для-себя-бытие. Перевожу на русский без мата: для себя самого я существуют как мысли, чувства и ощущения, но ведь они недоступны другому человеку. Мой внутренний мир — это бытие-для-себя. Другой человек видит меня как говорящее и действующее тело. Так я выгляжу для иного — это и есть бытие-для-иного.

Это единственный способ понять диалектику сознания и не сойти при этом с ума. Бог спит и видит себя во сне. Для самого себя он предстает как мысли, переживания и образы, для другого — как тело. А кто этот «другой»? Вот тут лучше выдохнуть, посмотреть в окно, подумать.

Кто этот «другой», если сон принадлежит богу?

Получается уже целый спектакль с семью миллиардами зрителей. Но и суть опять не в этом.

Бог во сне ощущает себя как бога — вечным и бессмертным, но реальность сна сообщает ему иную информацию. Он существует как тело в пространстве, которое родилось и умрет. Отсюда у каждого человека с рождения внутренний конфликт между ощущением себя для самого себя и тем, кем мы являемся для других. Нет соотношения тела и ощущений, мысли и фактов. Вроде я не ощущаю ни пола, ни возраста, а у меня есть вполне конкретное тело. Как так?

Что же такое осознанность?

По сути, весь сыр-бор всего лишь вокруг внимания. Когда внимание человека направлено условно «наружу», мы получаем любовь. Причем необязательно к человеку. Это может быть любимое дело, еда. Один мужик, говорят, даже в статую влюбился. Что нам важно, то мы и внимательно «выхватываем» из хаоса бытия.

Когда внимание направлено «внутрь», то получаем осознанность. Это любовь к себе, т. е. внимание к себе.

Сначала общество нам сообщает внимание: «Вася, ты будешь пельмени?». Рано или поздно Вася задумается «А что же это такое — Вася? Кто он?». У детей возникает самосознание, когда предметом сознания становится Я. Далее мы сообщаем внимание самим себе — уже как бы «внутрь».

Просветление

Когда бог понимает, что спит и видит сон, то с ним случается то самое просветление. Его бытие-для-иного и для-себя-бытие обретают равновесие через развитие Идеи себя. Процесс развития описан в Метапрактике осознанности в моем телеграм-канале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);