Свобода и искренность

Свобода и искренность

Что такое свобода? Точек зрения и мнения на этот счет человечество скопило огромное количество, какая верная? Сейчас разберемся.

Кант приводил отличный пример с дикой и домашней лошадьми. Первая бегает где хочет и делает что хочет. На первый взгляд она свободна. Но дикая лошадь, в отличие от домашней, всего боится, не знает людей, шарахается от огня и ружейных выстрелов. Ее формальная свобода оборачивается полной зависимостью от природы. Домашняя лошадь, обладая знаниями и опытом, становится более свободной — у нее банально шире возможности взаимодействия с миром.

Человек может 3 уровня свободы:

  • единичный, где человек действует исходя из своих личных эгоистичных побуждений;
  • особенный, где человек выступает частью какой-то общности и действует исходя из общих целей (как член семьи, как гражданин государства и тд);
  • всеобщий, где человек вообще не имеет никакой определенности, потому что всеобщее не сводится к своим частям.

Последний уровень доступен крайне редко. Его можно отнести к состоянию творческого вдохновения, когда человек перестает ощущать себя и отдается процессу. Еще бы — в нем ведь и действует всеобщее.

Итак, у нас получается простая зависимость между идеей себя и степенью свободы человека. Это справедливо заметил еще Герцен — нельзя дать внешней свободы больше, чем ее есть внутри. Помните, что говорил Булгаков в «Собачьем сердце»? Ну да, революция, но зачем нужно заколачивать парадную и ходить через черный вход?

Человек свободен настолько, насколько ему позволяет его идея себя. Если он видит себя как отдельного от общества индивида, то и действовать будет как коррупционер или либерал: воровать и валить от ответственности. Даже в семье люди могут действовать не ради общего блага, а ради самих себя, преследуя собственные цели.

Отсюда вытекает, что степень свободы человека равна его идее себя. Развивая представления о себе, он получает больше свободы.

Читателю может показать, что просветление дает абсолютную степень свободы, но нет. Во-первых, просветление и полное просветление — разные вещи, разделенные годами практики. Во-вторых, просветление развивает идею себя, но не освобождает от накопленных детских травм и обид, которые бессознательно управляют поведением человека.

Мир выступает зеркалом, в котором отражается эта бессознательная суть человека. Наши словами, мысли и действия отражают нашу суть. Мы либо принимаем это и ищем причины, либо отрицаем и перекладываем вину на что-то внешнее, только сильнее распаляя внутренний конфликт.

Поэтому, по сути, к 3-м парадигмам мышления (традиция, модерн и постмодерн) нужно добавить четвертую — парадигму искренности. Я есть не в отношении бога как в традиционной парадигме, я есть не в отношении общества как в парадигме модерна, я есть не отрицание смысла как в постмодерне, а я и есть сам смысл, который создаю самостоятельно, но прежде должен искренне понять, чего сам хочу.

Все самое интересное в моем телеграм-канале t.me/dimapafin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);