Свобода и идея себя

Свобода и идея себя

Смотрю крутой сериал «Триггер» про психолога. Один из второстепенных персонажей умирает. Перед смертью он ищет встречи с главным героем, но последний ему отказывает. Возникает вопрос «А имеет ли герой какое-то косвенное отношение к смерти или нет?». В сериале дается четкий ответ: нет, не имеет — каждый сам принимает решения относительно своей жизни.

Какое место сегодня занимает человек в обществе? Насколько правильно видеть вещи в таком ключе, где каждый принимает свои решения? Какова роль обстоятельств, а какова — свободной воли?

У нас налицо противоречие необходимости и свободной воли.

Что есть необходимость? Грубо говоря, это все то, что должно случиться. В пределе, такой способ мысли приводит к детерминизму и механицизму, когда все предопределено заранее, а человек не может ничего поделать. Оно и понятно — мы все зависим от обстоятельств, чего тут говорить?

При этом существует свободная воля. По существу, у нее всего две формы: выбор и творчество. Мы можем выбирать варианты реакций или действий, а можем творить новые. Это соответствует 2-м вариантам поведения: опосредованному и рациональному, когда человек взвешивает слова и поступки, а также непосредственному и иррациональному. Последний можно назвать также спонтанным, творческим. Такой способ бытия высоко ценит дзен-буддизм.

Мы пришли к выбору вариантов реакций и действий. Является свобода только одним лишь выбором? Конечно, нет — у нас выпадает творчество. Является ли творчество подлинной свободой? Тоже нет, оно может быть вообще неадекватно ситуации.

Мы упираемся в личность. Здесь человеку придется выбрать: действовать ли ему в своих собственных интересах или подняться над ситуацией ради всеобщего блага. Поступить с выгодой для себя или поступиться чем-то ради другого?

Очевидно, что человек, будучи существом изначально социальным, принципиально не может достичь свободы, действуя в разрез с потребностями общества. Для самых упертых даже существует целая правозащитная система.

Но означает ли свобода только служение обществу? Будет ли человек счастлив, целиком и полностью действуя ради других?

Тут еще более очевидно, что нет. Тут нам придется вернуться к творчеству и спонтанности и различить целенаправленное творчество, ориентированное на благо, и бесцельное творчество, вроде граффити или юродивости.

В принципе, на этом уровне можно обратиться к христианскому концепту смирения — действию не ради личности, не ради общества, а ради бога, если под богом понимать всеобщее благо.

Иными словами, свобода — это не возможность действовать свободно или с необходимость, не выбор слов и поступков, а, в первую очередь, развитие идеи себя.

Понимать себя можно совершенно по-разному: как материальное тело, как члена общества, как бессмертную душу. И все эти идеи будут так или иначе определять человеческое бытие — ваше бытие.

Здесь уместно перефразировать Канта. Положим, существуют 5000 рублей. Во-первых, это просто идея, которая может быть выражена бумажной купюрой или числом на банковском счете. Во-вторых, ее бытие всегда определяет человек. Нам не безразлично есть у нас 5000 рублей или нет. И через это «небезразличие» мы выражаем свою сущность.

Тоже самое с идеей себя. Мир выступает как контекст, в котором у нас есть возможность проявить себя для нас самих, понять кем мы себя считаем и как относимся к другим. Например, баба Галя может сажать помидоры, бороться с травой, что приведет к высыханию земли. Ей нужен результат и плевать она хотела на мир вокруг — мир должен дать ей то, что она хочет. Баба Галя борется с миром за урожай. Также она может мир познавать, чтобы использовать знания для гармоничного и устойчивого существования в мире. Сделать высокие грядки, закидать помидоры соломой сверху, что снизит перегрев земли и испарение воды, а также даст возможность выпадать росе, и станет плевать в потолок.

Но тут присутствует неуловимая разница. В первом случае баба Галя сражается с обстоятельствами, а во втором — смиряется с обстоятельствами, делая тот минимум, который возможен и приносит плоды. В первом случае результат важен для бабы Гали, он определяет ее успех как огородника, как личности, а во втором она получает удовольствие от познания мира и творчества новых способов сосуществования.

Чем раньше вы поймете, что сражаетесь не миром, а доказываете самим себе собственную значимость, то больше времени оставите для подлинной свободы и творчества.

Все самое интересное в моем телеграм-канале t.me/dimapafin

Метки: , ,

One thought on “Свобода и идея себя”

  1. rfrbt какие на… х памидоры — даже читать не буду.. ну не случайно же и змея в древней книге, и Буратино с Некто, и Автор с Читателями (ранее) делились именно яблоками - поэтому только Apple Sin. а сейчас? это о чем вааще — удовольствие бабы гали от сосущества? А? как тебе такое, Ананим?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);