Осознанность и определенность себя

Осознанность и определенность себя

«Determinatio est negatio» пишет Спиноза Яризу Йеллесу 2 июня 1674 г., в смысле «ограничение есть отрицание». Выражение «omnis determinatio eat negatio» встречается в сочинениях Гегеля в значении «всякое определение есть отрицание».

Какое это отношение имеет к осознанности? Самое непосредственное. Что такое яблоко? Плод? А что есть плод? Плод дерева? Или растение? А яблоня — растение? Яблоко — плод дерева яблоня? А дерево яблоня? В этих ситуация мы просто восходим до более общего понятия. Если бы между двумя людьми происходила беседа о том, что есть яблоко, то они просто поднимались бы выше, обобщая виды и роды растений до такой степени абстракции, которая устроила бы всех. Яблоко — плод дерева.

Казалось бы, ну в чем проблема? В том, что наше утверждение имеет формат А=Б. Мы не объясняем А, а просто отдаем его на откуп смыслу Б в надежде, что собеседник не будет справляться о том, что такое Б.

Как бы мы не двигались, мы все равно не сможем получить исчерпывающее определение яблока. В итоге, мы не найдем ничего лучше, чем просто показать пальцем на яблоко и сказать «это», подразумевая, что наше «это» не является всем прочим. Это и имел ввиду Гегель.

Сегодня существует очевидная противоположность между «мирским» и «духовными» способами бытия. Делать карьеру и покупать недвижимость — это жизнь в обществе потребления, потакание эго. Несвобода типа.

Заниматься йогой, ездить на ретриты и медитировать — эти вещи объявляются духовными. Они ведут к свободе, любви, гармонии и творчеству. Ну вы знаете.

Прикол в том, что нет никакой разницы, каким образом вы будете пытаться определить себя: через свои вещи и социальные статусы или через отрицание этих статусов. Приобретать недвижимость и терять недвижимость — это одно и тоже в смысле определенности духа. Ему вообще безразлично по сути то.

Давайте рассмотрим пример. Человек приезжает в Москву, строит карьеру, покупает квартиру. Потом увольняется с работы, роет на Ярославке землянку и именует себя Хоббитом-Отшельником. Вместо стейка ест горох и читает Достоевского взамен Фейсбука. И эта… кролика завел. Надеюсь, что не вместо женщины.

Так вот, в чем разница то? Иметь что-то — это некая определенность себя. Не иметь чего-то — это та же самая определенность себя. В культурологии вот есть массовая культура — ну самая обычная значит. А есть контр-культура. Вот в чем смысл контр-культуры? Ни в чем — она ничего не создает, а просто отрицает смысл массовой культуры. Это поза подростков — простест.

Ты был манагером — имел определенность себя как манагера. Уехал на Гоа — сменил её на другую определенность себя. Когда я говорю, что вы меняете личности как маски, то это не значит, что есть плохие и хорошие маски. Все маски — просто маски.

Почему так происходит?

Человеческое бытие имеет в себе 2 момента: для-себя и для-иного. Дух не знает, кто он есть сам для себя, поэтому изучает свои определенности — примеряет те или иные маски. Смотрит, кто он для-иного, т. е. для других людей.

Для чего это нужно? Мы познаем себя через отношение к нам окружающих. Ничего человек не знает сам о себе. Вот сядь на табуретку и не перестань думать. Ну и кто ты после этого?

Никто.

Самосознание возникает в каждом из людей, отражается в них и развивается дальше. Оно не существует как данность. Через отношение других к тебе ты понимаешь, что в тебе есть нечто, к чему другие люди относятся также, как к самим себе. Следовательно, в каждом из людей есть это «нечто». Это человечность. Ну и отсюда же вытекает, что те, кто относятся к другим как к говну, себя воспринимают как говно — такая вот диалектика самосознания.

А ты всё: «Достало, вот брошу работу и уеду в Тай». Ну куда ты денешься с подводной лодки то, а? Дауншифтинг не поможет, йога не спасет. Ты обречен носить себя с собой до самой смерти.

Тебе некуда деваться. Тыц тыц тыц.

А выход? Где же выход? А он тебе нужен, если честно то? Выход там же, где и вход. Ты вот хочешь уехать в Тай, к примеру. Подумай, почему ты хочешь туда уехать. Нужно найти в себе причину, которая заставляет тебя хотеть сменить эти декорации на другие. Отыскать корень неприятия настоящего.

Отсюда нет выхода, как нет и входа. Ты не соскочишь в Нирвану, не остановишь Колесо Сансары. Не найдешь Рая. Стоп-крана нет.

Ты обречён на вечное «сейчас» — попробуй с ним поладить. «Зачем мне это надо? Почему я вообще это хочу?» — вот и вся осознанность. Никаких трюков. Все причины внутри тебя, все несогласие, которое заставляет эмоционально сопротивляться течению жизни — все это должно быть обнаружено и рассмотрено. Тогда не останется причин не наслаждаться простым наблюдением происходящего.


Все самое интересное в моем телеграм-канале t.me/dimapafin

Метки:

5 thoughts on “Осознанность и определенность себя”

  1. так вот оно что! а я то думаю почему все в масках ходят. все оказывается гораздо глубже. Дим, только эта- ты про перчатки не написал. может здесь тоже
    собака порылась-типа — менял я женщин как … по моему это тема ддля новой статьи (а может, ты умолчал спецально- типа эта слишком экзистенцианальная инфа. а? не ну я понимаю, ты человек секретный- примусы починяешь, но, может наступит время?

  2. не Дим ну на сатсанге мы конечно встретимся, а вот как раньше. типа как сейчас. ну ты отзовись. а то тебе и предьявить сложно

    1. Я в телеграме больше, а сюда захожу по мере необходимости. Какого числа день Киргизии то?

      1. вот балда- такие вещи надо знать в лицо. 31 августа, священный день, когда Великая Киргизия обрела независимость, и сейчас отмечает в Москве. в Кузьминках. Евгений (Денис) обязателен

  3. Поладить с «сейчас» — это очень хороший указатель, но очень вредный совет, если следовать ему буквально (а, а 99% людей все воспринимает буквально и инструментально). Как они смогут поладить с «сейчас», если оно содержит массу ежедневных ужасов, несправедливостей, неурядиц и просто скукоты? Просто назвать лимон сладким? И посколько «сейчас» уже названо свящённым и непогрешимым, то проблему несчастным придётся искать только в себе. До полного и совершенного невроза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);