Восприятие мира как целого

Когда мы говорим о сознании, то всегда имеем ввиду единичность, что том смысле, субъект равен сам себе. Я — это именно я один. Каким образом мы понимаем это?

Восприятие мира как целого

Этот вопрос занимал и Декарта до такой степени, что тот изобрел метод радикального сомнения. Он буквально сомневался во всем до тех пор, пока не пришел к знаменитому умозаключению «мыслю, следовательно, я есть». Декарт достиг такой точки своему ума, в которой сомневаться было уже невозможно. Сам факт мышления говорил о существовании мыслящего, а отсутствие мысли означает и отсутствие мыслящего, т. е. субъекта.

По сути, Декартовский метод радикального сомнения является чистой воды рефлексией, т. е. обращением внутрь собственного ума. Следовательно, он вообще ни коим образом не учитывает существование остальных людей. А из этого вытекает современный атомизм в понимании сознания — оно замкнуто внутри человеческого тела. И дело тут не столько в оголтелом физикализме, а в самом подходе. Люди просто не понимают, как связать сам факт существования сознания «внутри» индивида с существованием общества и даже природы в целом.

Проблема в том, что никто проблемы не видит

И здесь, дорогой читатель, я хочу обратить внимание на очевидный парадокс. Мы ищем сознание внутри мозга вовсе не из-за развития науки и главенства материализма, совсем нет. Дело в том, что мы в онтологическом смысле не видим сознания нигде, кроме себя самих, и именно поэтому пытаемся найти такое объяснение, которое «запрёт» его внутри тела.

Из этого заблуждения вытекают наши представления о душе, как о неуловимой «копии тела». Отсюда же растут представления о боге, как о неком супер-сознании. Все гуманитарные науки видят общество как множество индивидов, запертых внутри своих тел. В результате такого разобщения мы воспринимаем человека и общество по отдельности. Более того, мы умудряемся даже противопоставлять одно другому. Посмотрите западное кино — это история непрекращающегося бунта личности против общества, это торжество индивидуализма. С другой стороны выступает общество, олицетворяющее тоталитаризм. Интересы большинства всегда противоположны интересам личности. Нам кажется, что это противоречие неразрешимо, но, увы, мы просто слепо продолжаем следовать в старой канве рассуждения.

Сегодня мы видим общество как множество связанных между собой индивидов, сознания которых заперты в своих материальных оболочках. Отсюда вытекает принципиально неразрешимое противоречие существования внешнего и внутреннего миров. Человечество отчаянно пытается подружить бобра с ослом, но у него ничего не выходит. Мы видим связь между нашими переживаниями и процессами в мозге и организме, но не знаем, как одно порождает другое. Мы знаем, что наши мысли нематериальны. Гусары могут представить голую даму и убедиться, что нематериальные мысли имеют вполне себе материальные последствия в виде эрекции. Но ведь образ голой женщины — это лишь нейронные связи в мозге, может мне возразить внимательный читатель. Нет, связи в мозге — это связи в мозге, а образ голой дамы откуда берется?

И всё, тут весь наш материализм трещит и рушится под собственным весом.

Настоящие герои всегда ходят налево

Правда, легче два десятка кегель
Разом сбить ей было, чем понять,
Как велик и плодотворен Гегель;
Но умел я вразумлять и ждать!
Видел я: не пропадет терпенье —
Даже мать красавицы моей,
Бросивши варенье и соленье,
Философских набралась идей.

Николай Некрасов

Гегель же предлагает иной подход. Он видит мир как целое. Для него внутренний мир и мир внешний являются 2-мя сторонами одной монеты. Нет и не может быть никакой кантовской «вещи-в-себе». Нет никакого мира за пределами восприятия, ведь восприятие и есть мир. Сложно на словах, но очень просто на примере. Вот стоит банка Крепкой Охоты на столе. Я вижу банку — это бытие для-себя. Банка сама по себе — это бытие для-иного. Сложно?

Представь, что ты спишь. И видишь банку Крепкой Охоты, стоящую на кухонном столе. Посмотрел? Теперь я тебя бужу и говорю, что ты и банка — суть одно. Трясу за плечи, хохочу, брызгаю слюной и ору, глядя куда-то в пустоту сквозь тебя: «ТАТ ТВАМ АСИ!» («я есть то»). Ты смотришь на меня как на сумасшедшего. Я крепче сжимаю тебя за плечи и кричу тебе в лицо так, что ты чувствуешь тепло моего дыхания: «Ты и банка — одно целое! Понял?! Одно! Целое! Понял ты или нет?!». И ещё сильнее начинаю трясти.


Все самое интересное в моем телеграм-канале t.me/dimapafin

4 thoughts on “Восприятие мира как целого”

  1. не ну раньше как примеры были яблоки, там елка с вороной и шишкой, ну даже я сейчас чисто по беленькой — какая охота, пивандрий для маргиналов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);