Место тёмной ночи в процессе развития прозрения

Место тёмной ночи в процессе развития прозрения

Тёмная ночь — это период тесного знакомства с источником любого страдания (о происхождении термина написано здесь). Почему оно вообще возникает? Будда считал так:

  1. Все наблюдаемые феномены непостоянны — аниччасанна («Монахи, когда восприятие непостоянства развито и взращено, оно уничтожает всякую чувственную жажду, оно уничтожает всякую жажду существования, оно уничтожает всякое невежество, оно вырывает с корнем всякое самомнение «Я есть». «Аниччасанньясутта Сн.22.102 «);
  2. Непостоянство не может дать удовлетворение — дуккхасанна (восприятие страдательности);
  3. Неудовлетворительность показывает бессодержательность (отсутствие самости) — анаттасанна.

То, что непостоянно, не может дать удовлетворения. То, что не имеет в себе постоянного удовлетворения, само не может быть постоянным, следовательно, оно не имеет своего содержания (самости), т. е. «пусто». Будда называл это Тремя Характеристиками реальности, хотя сама идея такого механизма прозрения не принадлежит буддизму Тхеравады. Он прослеживается в 4-х китайских Агамах (за подробностями сюда — «The Dynamics of Theravada Insight Medatation» by Bhikkhu Analayo).

Этапы Развития Прозрения

Есть несколько способов представить этапы Развития Прозрения. Например, текст «Путь к Свободе» («Вимуттимагга»), авторство которого приписывают архату Упатиссе, имеет в себе 6 стадий.

Буддагхоша, авторитетный комментатор буддийских текстов, философ и переводчик, живший в 5-м веке н.э. в Индии, выделил 16 стадий в своем труде «Вишуддхимагга».

Но вот «Абхидамматтаха Сангаха», текст, составленный в 11−12 веках н.э. вновь возвращается к 10 ступеням Развития Прозрения.

Наиболее понятным, на мой взгляд, является подход, который предложил Дениэл М. Инграм с помощью 4-х джан (состояний сознания):

  1. Первая джана — различение трёх характеристик
    1. Тело и ум
    2. Причина и Эффект
    3. Три Характеристики
  2. Вторая джана — знание непостоянства
    1. Возникновение и исчезновение
  3. Третья джана, Дуккха-няна или т.н. «Тёмная ночь» — знание неудовлетворительности
    1. Растворение
    2. Страх
    3. Жалость
    4. Отвращение
    5. Желание освобождения
    6. Пересмотр
  4. Четвёртая джана — знание бессодержательности
    1. Невозмутимость
    2. Принятие
    3. Смена наследия
    4. Путь

Человек, решивший двигаться к просветлению, начинает свой путь с различения Трёх Характеристик, т. е. знания, что все феномены приходят и уходят, не дают удовлетворения и тот, кто их наблюдает, сам является лишь противоположным моментом, возникающим вместе с ними.

Делать это можно как с помощью развития спокойствия, т. е. практикуя традиционную дхьяну («медитация»). Махаси Саядо называет (см. Глава 1 «Purification of Conduct») таких людей «шаматха-яника» по одноименному методу медитации «шаматха». Это тот самый способ, который предлагает погрузиться в себя в каком-нибудь тихом месте, где вас никто не потревожит. Тех, «кто выбрал чистое прозрение в качестве средства», он называет «випассана-яника».

На этом моменте я предлагаю всем умникам, считающим медитацию единственным путем к просветлению, пойти в жопу читать оригинальные тексты.

Что такое «Тёмная ночь»?

Согласно античному мыслителю Проклу, бытие исходит из себя, обретает знание и возвращается в себя же, но уже обогащенное этим знанием — это уже не то бытие, что было в начале. (А в начале был, как мы помним, Логос).

Человек, начавший практиковать осознанность, различает феномены. Он видит, как они возникают и исчезают. Что происходит в итоге? Рано или поздно он понимает, что в нём самом нет ничего такого, что было бы постоянно. Он сам возникает и исчезает вместе с феноменами, существуя как своего рода «придаток» к наблюдаемым явлениям. Я напомню, что к феноменам в нашем дискурсе относятся все наблюдаемые мысли, чувства, эмоции, т. е. все события внутреннего и внешнего миров.

К чему это приводит? К страху, паническим атакам, изменениям восприятия и прочим не очень приятным штукам, из-за которых «Тёмная ночь» так знаменита. Нужно помнить, что никому не даётся сверх того, что он способен вынести.

Как распознать «Тёмную ночь»? Очень просто — человек сразу поймет, что такого кошмара в его жизни не было никогда. Здесь нет никаких чудес. До практики осознанности сознание человека слишком быстрое — оно банально не успевает заметить пустоту между возникающими феноменами. Ему ничего не угрожает.

Из понимания вытекает сама причина, по которой человек попадает в «Тёмную ночь» — это внимательное наблюдение и анализ своих чувств, мыслей и эмоций. Иначе попасть в дуккха-няну невозможно.

Плохое настроение, депрессия, стресс, осенняя хандра — это всё не «тёмная ночь».

С точки зрения философии, этот этап крайне забавен. Бытие, приняв форму человека, начало пристально наблюдать за самим собой. Чтобы понять всю иронию, нужно держать в уме тот факт, что оно не знает о том, что оно — это оно. Оно считает себя человеком. И вот бытие видит, что само по себе является лишь, о ужас, различением возникающих феноменов. Человеческая реакция проста — страх. Бытие в панике: «Меня нет!». Но человеку не до шуток.


Все самое интересное в моем телеграм-канале t.me/dimapafin

Поделиться

Место тёмной ночи в процессе развития прозрения: 2 комментария

  1. да, это реальный пц с которым не поспоришь. Причем по всем фронтам. Я в этой теме уже четвертый год. Но я в каком то смысле нашел выход из этого, стало полегче.
    Мой выход это рутина расписанная по минутам, плавание, много сна и магний:).
    И никаких духовных практик:)

  2. «- То, о чём ты спрашиваешь, Джорджайя, есть тайна, слишком тяжкая для хрупких земных плеч. Ответы даются каждому в меру его разумения. Но тебе, возлюбленный сын мой, я скажу всё как есть. В духе и истине никого из вас не существует, а есмь только Я, и всё это сон, который снится тем, кого на самом деле нет, ибо в каждом сущ лишь Я един. Ваши жизни подобны искрам вокруг огня, и только этот огонь реален, вечен и неизменен, а все вы — просто его отблески во мраке. Воистину, я не знаю про ваши гулаги и шмулаги, и не о всяком из ваших веков дойдёт до меня весть…
    — Но зачем нам такой Бог? — спросил Буш потрясённо.
    — Зачем вам такой Бог? Конечно, он вам не нужен. Но другого Бога у меня для вас нет…
    — Во тьме небытия, о Джорджайя, горит огнём бесконечной любви моё сердце. И каждый волен пойти к нему, и может найти путь, ибо я забочусь о том, чтобы он всегда был виден. Но есть такие, кто не спрашивает, как им прийти к моему огню. Они спрашивают — а почему существуют тьма и холод?
    — Прости меня, Господи…
    — Ты спросил, и я поведаю, — неостановимо гремел я. — То, что временами тебе холодно и темно, сын мой, лишь доказывает, что тепло и огонь есть, ибо как ты узнал бы их иначе? Постигни же, о Джорджайя, великую тайну. Главное доказательство моего бытия — это зло. Ибо в мире без Бога зло было бы не злом, а корпоративным этикетом.
    — Ох, — прошептал Буш. — Истинно так…
    — И ещё выше возьму тебя, о Джорджайя. Познай, что зло существует только для смотрящего на него человека, который сам является просто моим зрелищем, и жив лишь тем, что я смотрю на него. Участник во всём этом — я один, и если кому-то и причиняется зло, то только мне. А мне воистину ничто не может причинить зла. И почему, о Джорджайя? Потому, что никакого зла нет. Есть только страшные сны, которые искупаются пробуждением»

    «Операция «Burning Bush»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);