Механизм возникновения субъекта («Я»)

Механизм возникновения субъекта («Я»)

В прошлой статье я рассказал о том, что такое осознанность, и почему только это понимание я считаю единственно верным. Но у многих читателей возникло сомнение касательно собственной личности. Как это я лишь знанием о себе? Как я могу быть только понятием? Я же есть — это самоочевидный факт, не так ли?

Чтобы окончательно развенчать этот миф, нам надо поговорить о том, как возникло это знание о себе. Это, во-первых, избавит нас от наивной уверенности что это самое «я» было всегда, а во-вторых, включит нас самих обратно в систему знаний о мире. Последнее мне особенно нравится — оно десакрализирует и без того заезженную тему вечного (бессмертного) «субъекта» опыта. Не для того, чтобы убить идею реинкарнации, нет, а чтобы показать всю иллюзорность представлений о себе как о чем-то твердом, незыблемом, неизменном и, что самое главное, отделённым от всего остального мира.

Что такое «я»?

Я — это граница между физическим миром и миром ментальным. Это та точка, в которой одно переходит в другое и обратно. Многие ошибочно представляют, что разделение возникает в следствие наличия понятия «я», но это в корне неверно — я сейчас объясню почему. Здесь перепутаны следствие и причина.

Субъект является самим разделением. Сам факт того, что ментальные процессы кем-то отличаются от материальных, уже является «я». Представьте кошку, которая не знает о том, что она — это она. Она не узнает себя в зеркале. При этом «внутри» неё находится точно такое же феноменальное сознание, как и у человека, но есть нюанс — она не отделяет физический мир от мира ментального.

Я — это не какая-то волшебная точка в голове кошки, не чудесный гомункул, увлеченно наблюдающий за происходящим через её глаза. Я — это и есть само разделение, потому что оно происходит во мне.

Но давайте не будем забегать вперед и посмотрим, как оно все же возникает, чтобы читателю стал понятен ход рассуждения.

Как появляется субъект («я»)?

«Я» человека является знанием о себе. Как так выходит, что дети начинают понимать, что они являются собой ещё до того, как у них появится речь? Ведь до речи, очевидно, нет и мысли, так как последняя и является речью. Мне нужно объяснить это место подробно.

Считать, что речь является источником понятия «я» также глупо, как думать, что государственность на Русь принесли скандинавы — это теория была популяризирована придворными немцами. Очень глупо и наивно полагать, что можно принести государство туда, где нет никакого понимания о том, что это вообще такое. Понятно, что должен быть некий базис. Если вы несогласны, то посмотрите на страны Африки, которые так и не покинули родоплеменного строя и погрязли в локальных войнах. У них нет понимания, что такое государство — просто одни племена борются с другими за власть.

Точно также нельзя объяснить ребенку, что такое «я» до того, как у него возникло само это понимание. С таким же успехом можно разговаривать с деревом.

С этим. я надеюсь, понятно. Тогда возникает вопрос, а как же все-таки появляется это знание себя как субъекта? Самые любознательные могут задать себе ещё более увлекательный вопрос: а кто там «внутри» ребенка что-то вообще понимает, и как он это делает, а?

Переход качества в количество

Эту проблему можно решить с помощью гегелевской диалектики, одним из центральных положений которой является закон перехода количества в качество. Вода нагрелась и начала испаряться. Была жидкость, которая при увеличении температуры обрела новое качество — стала паром. Мужчина с женщиной полюбили друг друга (или нет — не важно), но в результате их соития может появиться ребенок (а может и нет — это отдельная увлекательная тема). Яйцеклетка соединилась со сперматозоидом и получилось новое качество — человеческий зародыш.

Но если б только материя подчинялась этому закону, что он не был бы всеобщим. Ум развивается точно также. Когда человек долго думает на определённую тему, то у него случается прозрение — он переходит на новый уровень понимания.

Какое прозрение случается с ребенком, что он понимает, что весь опыт происходит с ним, а он «есть»?

Из восприятия — в ум

Дети ползают, трогают стены, к примеру. Когда рука касается поверхности, то ощущения возникают только с «этой» стороны в теле. Когда ребенок трогает себя за ногу, то чувствует касание с обеих сторон: как руки, так и ноги. Потом возвращается, скажем, к полу и сталкивается с отсутствием ощущений с «той» стороны.

Таким образом, он набирает некое количество опыта — исследует пределы своего восприятия. Вот тут чувства мои, а дальше они заканчиваются. Это первое противоречие сознания в новом теле. Здесь в ладошке твердо и холодно, а там — ничего нет, но при касании другой руки тепло и мягко с обеих сторон. При достижении какого-то количества ощущений происходит понимание принадлежности опыта — ребенок выходит за свои рамки, решая это противоречие. Я напомню: на этой стороне ощущения есть, а на той их нет. Он ещё ничего не знает ни про себя, ни про стены или дом в целом. Только ощущения.

Принадлежность опыта является предпосылкой возникновения субъекта. Далее ребенок знакомится с ближайшими родственниками и понимает, что он — не они, а они — не он.

Здесь читателю нужно абстрагироваться от своего понимания и спуститься с высоты собственного опыта до уровня детей. У них нет всех этих понятий, но между тем они в них развиваются — это ли не чудо?

Исчезновение и возникновение «я»

«Я» не может сохраняться вечно и переходить из рождения в рождения, потому что существует лишь на фоне «других». Я — это отрицание всех остальных людей, если говорить на языке диалектики. Поэтому, когда человек умирает, он теряет окружающих людей, а с ними и всю систему взаимосвязей опыта — перестает различать себя и других, ведь вокруг больше никого нет. А если никого нет, то и меня тоже нет. А в таком случае, нет ничего, что произошло «со мной», потому что мне не с чем это связать. Тогда остается только его внутренняя суть — множество накопленных действий, которые буквально заставляют возникнуть новую действительность вокруг него — очередной поток восприятия. Но я немного отвлекся.

Итак, давайте подведем итог. Человек не рождается со знанием о себе. Это знание, которое развивается из восприятия путем исследования его пределов — качество опыта переходит в количество. Первые тактильные ощущения создают принадлежность опыта, из которой появляется граница тела, которая очерчивает контуры я-субъекта, которому дают имя (вот это тот самый момент, раньше которого ребенок просто не поймет, что вы ему щебечете). Далее он исследует отношения внутри семьи, выходит за её рамки. В переходном возрасте он ищет себя в социуме среди сверстников и далее, пока не увидит в инстаграме коллеги фото из отпуска и не испытает укол ревности. Он начнет задумываться о жизни в целом и своем месте в ней.

Родители должны понимать, что их главная задача — создание условий для пробуждения интереса к познанию. Чем более разнообразным будет детский опыт, тем проще ему будет развиваться.

Зачем нужно понимание механизма возникновения «я»?

Нет, конечно, ты можешь «просто быть» сколько угодно долго. Тот факт, что пенсионеры не становятся пробужденными автоматически, прямо свидетельствует нам о том, что все-таки какой-то надо взять правильные вектор.

На мой взгляд, механизм возникновения «я» является одним из самых важных, потому что сама десакрализация этого понятия убирает глупую веру в собственную вечность, это первое. А второе заключается в том, что понимание позволяет нам видеть, в какую сторону надо развиваться.

Ну и самое главное, третье — это то, что познание разрушает стену между умом и телом, между материей и сознанием. Ведь они все вместе со «мной» — лишь понятия.


Пообщаться можно в Телеграме: t.me/osoznach

20
Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

);