Полное просветление и его диалектика

Полное просветление и его диалектика

Если внимательно посмотреть на китайский символ инь-ян, то можно заметить, что белое содержит в себе каплю черного, а черное — каплю белого. Почему?

Потому что инь-ян символизирует борьбу противоположностей. Откуда она берётся?

Какая-то картинка из интернета

Вот это символ как раз и объясняет. Белое и черное противоположны, но содержат в себе частицу друг друга. Любое возникновение одновременно является и прехождением (исчезновением). Не успел человек родиться, как уже начал умирать. Стоит нам построить дом, как он уже ветшает. Не успело будущее проявиться, как уже стало прошлым.

Любые позитивные эмоции содержат в себе что? Свою конечность. Как веревочка не вейся, а придёшь ты все равно к концу. Это и есть та самая капля противоположности. В самом переживании уже заложена его негативность. Как бы хорошо нам не было, это «хорошо» обязательно кончится вне зависимости от нашего желания.

А негативные эмоции разве чем-то отличаются? Нет, они также конечны.

То есть мы видим, что позитивные и негативные эмоции содержат в себе свою конечность, которая является границей между ними. Можно представить шкалу на одной стороне которой минус, а на другой — плюс. Что между ними? Ничего — ноль.

Спокойствие, только спокойствие

Итак, давайте посмотрим ещё раз на опыт жизни человека. Его бросает от плюса счастья, покоя и радости к минусу боли, страдания и несчастья. Следовательно, можем мы сказать, что поток восприятия представляет собой беспокойную сложность? Можем. Что такое сложность? Это то, что сложено из простого. А что есть простое? А простое — это то, что уже не из чего не сложено — это те самые «кирпичи» восприятия: мысли, чувства, эмоции и прочее. Ну попробуйте разделить мысль на составные части — у вас ничего не получится. Вернее получится, но это будут уже новые мысли. Такие дела, да.

Итак, жизнь человека — это беспокойная сложность, состоящая из позитивных и негативных опытов восприятия. Почему здесь нет чего-то, что не принадлежит ни тому, ни другому? Ну это очень просто — если б оно существовало, то вы не читали бы эту статью, а были бы в нём — зачем вам этот калейдоскоп? Но в жизни человека этого простого покоя нет, увы.

Итак, что будет противоположностью беспокойной сложности жизни? Противоположностью беспокойной сложности является спокойная простота. Хорошие слова, но что они значат? Как это вообще понять применительно к своей обыденной жизни?

Мы же выше выяснили, что простота это то, что не сложено ни из чего другого — нечто неделимое. Для нас в контексте нашего рассуждения о внутреннем мире человека таким простым будут мысли, чувства, эмоции, образы и многое другое. Что мы упускаем?

В нашем театре и со сцены могут пальнуть

Вот эта беспокойная сложность жизни есть для кого? Для меня. А кто я? Это весь поток восприятия. Или вы верите в то, что в вашей голове живет крошечный гомункул, который решает стоит ли ему смотреть это кино или ну его нафиг? Хорошо, если нет, потому что «меня» нельзя отделить от моей радости и от моей боли. Человек страдает почему? Потому что не может остановиться страдать. Ну вот так вот. Не может, и всё тут. Какие мысли в голову лезут — такие и думает.

Но что происходит, когда появляется осознанность? Здесь важно понять, что она из себя представляет. Осознанность есть знание себя источником всего. В этой пафосной фразе скрыт предельно простой смысл: всё, что происходит, происходит с тобой. Это твои мысли, твои чувства, твои эмоции, твои слова, твои реакции.

В чём разница, казалось бы? В том, что в обычной жизни я человека всплывало эпизодически, когда он возвращался мыслями к себе. В осознанной жизни ему некуда обращаться — он уже здесь. Раньше «меня» не было, было только восприятие. Восприятие — это чувственное познание окружающего мира. Так живут кошки, собаки и прочие твари. Они не думают о «себе» как об источнике опыта — просто воспринимают. Вот, пардон, большинство людей существует точно также: что-то думают, что-то говорят, что-то делают и редко когда могут связать одно с другим. Если на это намекнуть, то они обычно злятся. А почему? Ну чего хочет Шарик? Шарик хочет познавать позитивные опыты, а негативных избегать. Кто чешет за ушком, тот и хозяин шариковой Вселенной — без обид, господа. Хочешь видеть дальше собственного носа — встань с колен для начала. Ну это я отвлёкся.

Итак, мы видим, что с осознанностью непременно возникает тот, кто всё «осознаёт», а без неё его нет. Стало быть осознанность — это тот шаг, когда в этом неуправляемом водовороте бытия появляется некое я. Оно оказывается где? Правильно — в самом центре беспокойной сложности. Это похоже на поезд, пущенный под откос.

Что ему (этому «я») делать? Он лишь является молчаливым свидетелем происходящего, но при этом:

  • не управляет своим опытом от слова совсем с одной стороны;
  • а с другой — знает, что весь этот опыт принадлежит только ему.

Давайте отмотаем немного назад? Сначала меня нет, потому я вижу себя источником всего своего опыта, которым при этом управлять не могу. При этом я понимаю, что меня нет нигде в отрыве от того, что я воспринимаю — банально нельзя воспринимать «ничего». Я есть, но меня нет. Мысли мои, но ими я не управляю. Есть восприятие, но нет воспринимающего. Одно противоречия.

Т.е. что же получается?

Сначала ничего нет. Потом появляется человек, который воспринимает жизнь, т. е. чувственно её познает. В процессе он узнает о том, что есть, и начинает (или нет — это дело добровольное) осознавать происходящее — знать всё происходящее своим опытом. Далее он обращается от осознания к «себе» и находит лишь тот же самый опыт. Не найдя себя он пытается понять, что такое восприятие и видит, что раз нет воспринимающего, то и процесса никакого быть не может. У него остаётся только одно последнее противоречие: он и мир вокруг.

Снятие этого последнего противоречия устраняет беспокойную сложность и превращает жизнь человека в спокойную простоту, но такую простоту, которая в себя саму включила все свои предыдущие постижения. «Тат твам аси» — я есть то. Человек становится одним целым или познает себя одним целым, или вспоминает об этом — это неважно. Важно то, что включив в себя весь мир, ему нечего больше познавать — он уже то самое «простое», но такое простое, которое является собой потому, что не может быть из чего-то сложено. Я есть я и никаких других я не существует. Или ты есть я — это одно и тоже по-сути. Или я есть ты, тоже без разницы.

Просветление есть снятие этого последнего противоречия между собой и миром с удержанием в себе всех предыдущих постижений.

I’ll be back

Является ли просветление конечным переживанием? Я много писал на эту тему. Если кратко, то нет. Потому что сняв противоречие между собой и миром, у нас остаётся некоторое количество других противоречий, первым из которых являются люди вокруг. Следующее прозрение в природу чужого сознание есть достижение единого сознания — в парадигме буддизма оно соответствует пятой бесформенной дхьяне (джане).

Я реально много об этом писал, но сейчас не о том — поговорим о той самой «бесформенности». Почему после пробуждения возникают ещё какие-то там прозрения? Ведь гуру на ютьбе говорят, что просветление — это бесконечное счастье? Говорят козу доят.

Те противоречия, которые мы сняли в результате постижения себя, были результатом прямого опыта восприятия. Эмоции, страдание, мысли, я и мир вокруг — они налицо. Это то, что есть всегда перед тобой. Поэтому в буддизме этот опыт характеризуется форменным (от слова форма, т. е. как-то, что имеет форму).

Следующий опыт называется бесформенным. Он уже есть не налицо. Как вы можете познать сознание другого человека? Даже принципиально невозможно выяснить, проживает ли кто-то жизнь также, как и вы, или просто отвечает на ваши слова. Этот опыт скрыт, поэтому он бесформенный.

Процесс прозрения после пробуждения едва ли меньше, а то и больше того опыта, который ему предшествовал.

Понимаете какое дело?

А вот окончательным просветлением будет снятие противоречия между форменным и бесформенным (это в терминологии буддизма), между тем, что налицо, и тем, что скрыто, между бытием и небытием.

Ну как-то так.


Пообщаться можно в Телеграме: t.me/osoznach

20
Поделиться

Полное просветление и его диалектика: 7 комментариев

  1. афигеть, то есть сначала на лицо, а потом если получиться еще и скрытно, и это будет снятием порчи по будийски.

  2. Дима, а обьективность то хоть есть. типа как гравитация, а то раньше часто следовал всяким там знакам судьбы- типа не выходит чел на связь или опоздал куда нить-значит и не нужно было и т. д. а щас вааще ничего не замечаю- ничего этого нет. просто нет. и все в ёлочку. и раньше думал что смирение это когда прогибаешся, а щас вижу что это самое спокойное мужество. да и не вопрос это. я в твоем блоге разбираюсь с собой. вааще

    1. Смирение — это вообще крайне хитрожопое и едва уловимое явление. Все хочу про него написать, но хожу вокруг да около.

      1. Идти по пути на меньшего сопротивления получается. Через ум — одно, от безысходности другое…

      2. соберись, тряпка!() прикинь-нашел для тебя яблоко. роизводства СССР. туда и подстаканник поместится. вот будут у тебя чтения в Беседке на куркинских ножках, передаш контрамарку (типа такой флаер) обязательно привезу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

);