Как медитировать правильно?

Как медитировать правильно?

Прежде чем говорить о том, как научиться медитировать, нужно понять, что это такое. Это необходимо, чтобы выяснить, совпадают ли ожидания с реальностью. Сегодня медитация преподносится как универсальное средство от всего: начиная с поноса собственных психологических проблем и заканчивая успехом в карьере.

Что такое медитация?

На Востоке о медитации, внезапно, ничего и не слышали. Это слово происходит от латинского meditatio, что означает размышление. Там, откуда она к нам пришла как практика хоть какого-то внутреннего исследования и саморазвития, её называют дхьяна. Это слово переводится с санскрита как сосредоточение и созерцание. Аналогичное значение имеют китайское слово ch’an, палийское jhana и даже японское zen.

Медитация как практика сосредоточения (дхьяна) получила развитие как одна из 8-ми ступеней в системе Хатха-йоги. Будда на своём опыте познал разные уровни концентрации, которые легли в основу буддизма как руководства к освобождению.

Можно сделать следующие важные выводы:

  • медитация не существует как самостоятельное явление со своей отдельной целью вне контекста системы саморазвития (йога или буддизм);
  • научиться медитации можно только одним способом — сосредоточением и концентрацией (вытекает из самого термина).

Цель медитации

Цель медитации проста как апельсин и отлично показана в буддизме на примере 4-х уровней концентрации (рупа-джаны материальные джаны):

  • на первом уровне практик сосредотачивается на объекте;
  • на втором он испытывает удовольствие;
  • на третьей ступени он понимает, что удовольствие является формой страдания и неудобства, потому что вызывает волнения ума;
  • на четвёртой остаётся лишь нейтральное чувство присутствия.

Я выделил жирным шрифтом конечную цель процесса. Для того, чтобы его обнаружить, необязательно просиживать часы на коврике, концентрируясь на кончике носа. Есть множество других способов, которые описаны в Упанишадах как разные йоги (хатха, бхакти, джнана и т. д.). Ваш покорный слуга выдумал свой собственный диалектический велосипед, познакомиться с ним можно здесь.

Итак, для чего концентрироваться?

1. Так сказано: ум двух видов: чистый, а также нечистый.
Нечистым желания управляют, чистый лишен желаний.
2. Именно ум — создатель людских пут и Избавления.
Путанный связан вещами, избавленный — вне вещей, по преданью.
3. Так как от ума, [находящегося] вне вещей, его избавление приходит,
Значит, всегда [должен быть] вне вещей ум чающего избавления от тела.
4. Когда разорвана связь с вещами, ум заключен в сердце.
Тогда является само существо — То высочайшее состояние.

Амритабинду-Упанишада

Не нравятся Упанишады? Загляните в Библию, в которой Бог выгнал людей из рая за то, что те ели с Дерева Познания (обрели ум как различающую способность). Смысл абсолютно тот же. Ум мешает человеку увидеть реальность как она есть сама-в-себе: целая, неделимая и, прости Господи, недвойственная.

Там же, кстати, прямо сказано, что рай там — до ума, из которого Бог попросил людей на Землю.

Следовательно, целью медитации является концентрация внимания на объекте, при которой начинают исчезать волнения ума, что приводит практика к чистому необусловленному присутствию. Кто-то интерпретирует его как пустоту, кто-то — как Бога. Разницы нет, важно понимать, что один и тот же духовный опыт по-разному воспринимался сквозь культуры и эпохи.

Способы медитации

Дорогой читатель удивится, но способов ровно 2:

  • статическая медитация,
  • динамическая медитация.

Первая называется саматха или шаматха и представляет собой ровно то, что все мы понимаем под словом медитация — тот самый культурный штамп в виде лысого монаха в позе лотоса на берегу пруда с лотосами. Это сидячая медитация.

Динамическая медитация называется випассана или випашьяна. Это тоже концентрация, но без принятия определённых поз. Практик живёт обычной жизнью, постоянно возвращаясь внутренним взором к одной точке.

Между статической и динамической медитациями на самом деле разницы нет в самом конце, но в начале стоит избрать то, что нравится больше. Если вы забываете о динамической медитации едва выйдя из дома, то стоит задуматься о том, чтобы для начала где-то посидеть в концентрации — так можно научиться.

Как медитировать?

Здесь мы переходим к самом интересному — как правильно медитировать? А никак — любая направленность ума уже есть практика. Более-менее опытный медитатор рано или поздно приходит к пониманию, что способность концентрироваться не выйдет накачать как мышцу. Постоянно всплывают разного рода мысли и чувства, в которых он забывается. Его ум беспокоен и не может удерживать концентрацию.

Это понимание являет собой отправную точку для самопознания. Не столько важно, как научиться медитации, потому что учиться ей не надо совершенно — это то, что каждый умеет от рождения. Необходимо понять, почему ум неспокоен, что и позволяет увидеть практика.

Т.е. в данном случае обучение медитации происходит не для ради неё самой, а с целью показать волнения ума. Она должна быть использована как инструмент глубокого самопознания, с помощью которого можно подробно изучить свой внутренний мир.

Познав себя как иллюзию, которую можно превзойти, человек открывает для себя новое существование.

4. Есть пять авастх (состояний): джаграт (бодрствование), свапна (сон со сновидениями), сушупти (глубокий сон без сновидений), турия (четвёртое состояние), туриятита (состояние за пределами четвёртого). Джива, которая занята постоянно лишь мирскими делами, не осознавая своей подлинной сущности и не стремящаяся к богореализации, накапливает грехи, ведущие в нараку (ад), направляясь полностью законом кармы. Когда человек во время жизни испытывает страдания, тогда он вспоминает о Боге и начинает стремиться к сварге (небесам). Потом человек становится на путь бесстрастности, он не стремится к богатству, его не волнуют несчастья, его главной целью становится созерцание Бога. Он уже нашёл прибежище в Боге, и теперь все свои силы он тратит на то, чтобы оставаться с Богом и никогда больше не забывать о Нём. Тогда антар-лакшья начинает струиться из его сердца, и он начинает вспоминать и осознавать блаженство Брахмана, которое он имел, и о котором просто забыл. Начнут постепено пропадать такие мысли, как «я думаю». В сновидениях придёт осознанность, и будет осознание «Я — все! Я везде! Я во всём!» После удалится даже вкус различия, не имея понятий даже для «я», и будет течь лишь одна дорожка сознания Высшего Брахмана, который имеет природу Парабрахмана, за пределами слов и мыслей. Сливаясь с Парабрахманом с помощью дхьян, человек становится сферой солнца, как сахар растворяется в горячей воде, становясь полностью свободным от всех карм, санкальп. Таким образом чловек становится центром Вселенной, осознавая любые проявления звука, энергий и божеств как свои проявления. «Ахам Брахмасми» — «Я есть Брахман».

Мандалабрахмана-Упанишада

Пообщаться можно в Телеграме: t.me/osoznach

10
Поделиться

Как медитировать правильно?: 7 комментариев

  1. Ну вот Амритабинду упанишада говорит «ум заключен в сердце» — таки что они понимают под сердцем?

  2. амритабинду упанишад пишет «ум заключен в сердце» — так что они подразумевают под сердцем?

    1. Наверно, поэтическая метафора?

      5. Следует прекращать [движение мысли], пока в сердце — движение сокращения.
      Это и знание, и созерцание, остальное же — [лишь] умножение правил.

      1. нашел у Раманы, думается что они все-таки что-то конкретное имели в виду, самого Брахмана то бишь:

        21. Рама как-то спросил мудреца Васиштху: «Пожалуйста, объясни мне, что это за великое зеркало, в котором отражаются все индивидуальности мира? Что есть сердце всех существ мира?» Тот ответил: «При размышлении об этом появляется знание, что сердце у всех людей в мире — двойное».

        22. «Слушай о признаках этих двух, из которых одно должно быть принято, а другое — отвергнуто. Орган, который называется сердцем и расположен в соответствующем месте груди физического тела, должен быть отвергнут. Сердце, являющееся формой сознания, — то, что должно быть принято. Оно одновременно и внутри и снаружи, однако не имеет ни внутренней, ни внешней стороны».

        23. «Это Сердце — важный (Духовный) центр. Все, что существует, размещено внутри него. Это зеркало всех вещей и вместилище всех богатств. Поэтому говорят, то лишь сознание является Сердцем всех существ. Это отнюдь не малая часть смертного тела, которое бесчувственно подобно камню».

        24. «В соответствии с этим, практика погружения эго в это чистое Сердце, обладающее природой сознания, приводит к успокоению жизненного дыхания [вайю> и скрытых тенденций ума [васаны>».

        25. «Посредством постоянной, непрерываемой медитации в Сердце: „То сознание, которое лишено всяких признаков, есть Шива, есть Я“ из ума удаляются все привязанности».

        26. «Исследовав все разнообразные состояния ума и всегда твёрдо удерживаясь в Сердце за такое высочайшее состояние, которое превыше всяких умственных состояний и свободно от иллюзий, играй свою роль в жизни, как актёр на сцене. О герой! Познав в Сердце то, что лежит в основе всех явлений, никогда не забывай этого. Затем исполняй свою (предназначенную) мирскую роль, действуя так, словно ты привязан к ней».

          1. ага, выходит присутствие, осознанность

            вот так кто неправильно прочтет и будет фокусировать на реальном сердце

  3. а, не по теме-любая форма ожидания как рефлексия мечты. прям с удовольствием отлавливаю, понятно чем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

);