Концепция спасения души в христианстве

Концепция спасения души в христианстве

В этой статье я хочу предложил свою интерпретацию библейских событий и концепции спасения души. В своём Отечестве пророка быть не может. Мудрость не лежит вот так просто под ногами. Её нужно искать, постигать и т. д. Но между тем в этой стране уже не одну сотню лет православная церковь проповедует идею осознанности.

Смысл жизни христианина в спасении души. Не в совершении благих поступков. Не в исправном посещении церкви. Не в соблюдении поста. Не в истовой молитве. Христианство существует только для того, чтобы человек мог спастись, и всё на этом. Этот процесс сугубо личный.

Спасение происходит с помощью нисхождения благодати Божьей на человека — собственными силами его добиться невозможно. Непременным его условием является рождение свыше.

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие".

Евангелие от Иоанна

Христианство полагает, что душа человека испорчена первородным грехом. Это очень интересный концепт. В Библии сказано, что в Райском Саду Господь запретил Адаму и Еве есть с Древа Познания. Сначала Ева нарушила запрет, потом Адам.

9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

Бытие, Гл.3

Мне представляется интересным момент, в котором Адам осознал, что наг. Т. е. обрёл способность понимать. А делать это можно только с помощью ума.

21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

Бытие, Гл.3

А эта цитата попалась мне вообще случайно, но тоже интересна. Бог сделал Адаму и Еве кожаные одежды. Вряд ли это высказывание означает, что речь идёт об одежде в прямом смысл слова. Мне кажется, что метафора обозначает обретение человеком материального тела, которое необходимо кормить, поить и т. д. Обо всём этом и говорил Бог, перед тем, как выпереть героев из Рая.

Можно изложить смысл этой истории следующим способом. Человек обрёл ум, за что был изгнан из Рая через обретение физической оболочки. Совершенно замечательно звучат слова змея:

2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

Бытие, Гл.3

Получается, что само знание делает жизнь конечной. Это, пожалуй, самая глубокая мысль из 3-й главы Книги Бытия.

Также интересно что Библия начинается со слов «Вначале было Слово», но это вариант перевода греческого термина «логос». У него много значений, среди которых «слово» — далеко не первое. В узком смысле оно обозначает «мысль», а в античной философии логос обозначал сам принцип бытия, весь единый гармоничный мир.

В античности Бог-логос больше был похож на китайское «дао», нежели на некую сверх-личность.

Через осознание своей греховности человек приходит к выводу о том, что самостоятельно он справиться с этим не в силах. Тогда рождается смирение и появляется упование на волю Божью как единственный источник спасения. Мне кажется, что полное прозрение в собственную природу проводит человека к раскаянию — принятию своей греховной природы. Тогда возможно преобразование его души Богом для новой жизни — это и есть рождение свыше.

Собственно, это и есть единственный путь к спасению души — это прямо вытекает из разговора Христа с Никодимом, который я привёл в самом начале статьи.

Поскольку ветхую природу невозможно исправить, Бог в рождении свыше создаёт в человеческом теле нового внутреннего духовного человека. В возрождённом человеке обитают две природы — ветхая и новая (Гал. 5:17), рождением свыше Бог делает людей «причастниками Божеского естества» (2Пет. 1:4). В рождённом свыше человеке живет Христос (Гал. 2:20)[2].

Википедия

Вот такая интересная история. Естественно, я как всегда не претендую на какую бы то ни было объективность, всё описанное — моё сугубо личное мнение. Лично я не вижу никаких противоречий. Без разницы как называть осознанность. Она при внимательном наблюдении действительно приводит к пониманию, что с мыслями и чувствами ничего сделать невозможно — они появляются и исчезают сами. Отсюда рождается смирение, которое приводит к пробуждению. Просто в христианстве есть концепт греха, который говорит о том же самом.

Метки: ,

5 thoughts on “Концепция спасения души в христианстве”

  1. о, так есть еще у святых понятие трезвение — это и есть осознанность

    потом есть разные степени Иисусовой молитвы — основаная вхождение ума в сердце, тогда начинается исихия или безмолвие ума

    в общем на эту тему многое можно написать

    Игнатий Брянчанинов еще целое учение о прелести разработал:

    Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы — в прелести [1]. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос [2]. Усвоимся этой Истине верою в Нее, возопием молитвою к этой Истине — и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами. Горестно — состояние наше! Оно — темница, из которой мы молим извести нашу душу, исповедатися имени Господню [3]. Оно — та мрачная земля, в которую низвергнута жизнь наша позавидовавшим нам и погнавшим нас врагом [4]. Оно — плотское мудрование [5] и лжеименный разум [6], которыми заражен весь мир, не признающий своей болезни, провозглашающий ее цветущим здравием. Оно — плоть и кровь, которые царствия Божия наследити не могут [7]. Оно — вечная смерть, врачуемая и уничтожаемая Господом Иисусом, Который есть воскрешение и живот [8]. Таково наше состояние. Зрение его — новый повод к плачу. С плачем возопием ко Господу Иисусу, чтоб Он вывел нас из темницы, извлек из пропастей земных, исторг из челюстей смерти. «Господь наш Иисус Христос, — говорит преподобный Симеон, Новый Богослов, — потому и сошел к нам, что восхотел изъять нас из плена и из злейшей прелести [9].

    http://www.psylib.ukrweb.net/books/ignbr01/txt01.htm

    1. Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести.

      Это, пожалуй, самое важное, что сложнее всего принять. Последнее время много об этом думал.

      1. Когда я спросил 120-ти летнего индийского йога по имени Тит Махарадж о состоянии мокши [Мокша — состояние освобождения в индуизме. — прим. авт. ], он ответил: «Если мокша придет к тебе, то скажи ей: Уходи! Иди к тому, кто в тебе нуждается. Живи без желаний».

        Тит Махарадж

        Или не об этом?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);