Чем просветление отличается от нирваны? 8 дхьян.

Чем просветление отличается от нирваны? 8 дхьян.

Дхьяна — это стадия медитативного сосредоточения. У этого термина широкое значение, оно употребляется как в йоге, так и в буддизме. Последний выделяет 8 дхьян: 4 форменные (рупа) и 4 бесформенные (арупа). Вокруг такого деления много спекуляций. На практике всё просто. Форменные дхьяны должны иметь объект сосредоточения. Бесформенные в нём не нуждаются.

Здесь возникает небольшое противоречие. Оно заключается в том, что 8 дхьян можно достигнуть в медитации, при длительной практике разумеется. Но они не сохраняются после после того, как человек возвращается в обычное состояние. Сознание концентрируется на объекте, после чего начинают отваливаться различные ощущения (с 1-й по 4-ю джаны), пока не пропадает сам объект медитации и остаётся бесконечное пространство (5-я джана). Далее пространство становится сознанием (6-я дхьяна), в котором исчезают субъект и объект (7-я дхьяна). В 7-й дхьяне остаётся только ощущение «ничто», потому что нельзя сказать, что-то происходит или ничего нет. Отсутствует деление на субъект и объект.

Когда находишься в 7-й дхьяне, то становится понятно, что само внимание доставляет дискомфорт необходимостью быть сконцентрированным на чем-либо. Пропадает само восприятие — это сложно описать. Больше похоже на то, как будто внутренний взор был направлен вовне усилием воли, а потом ты расслабился, и он просто вернулся туда, где был всегда. При этом не происходит различения как такового — это 8-я дхьяна.

При этом существует возможность достигать дхьян без специальной концентрации — просто присутствуя в настоящем. В таком случае происходящие изменения в сознании остаются навсегда.

Путь к просветлению

Путь концентрации называется саматха. Путь познания — випассана. По сути первый представляет собой статическую медитацию, а второй — динамическую. Но не всё так просто.

Наше сознание не меняется в зависимости от того, открыты у нас глаза или закрыты — это всё тоже самое сознание. Поэтому такое деление весьма условно. Если я с открытыми глазами, ведя машину, концентрируюсь на конкретной мысли, то чем это отличается от того же самого, только с закрытыми глазами? Очевидно, что ничем. Но всё равно некая разница присутствует. Она заключается в том, что випассана (динамическая медитация) как практика осознанности ощутимо сложнее. Но при этом, она же и более продуктивна. Тут всё зависит от того, к какой цели мы хотим прийти. А вот сама цель — это отдельный разговор.

Список из 8 дхьян на Википедии не стоит принимать близко к сердцу, потому что они описывают саматха-стадии, т. е. те, которые достигаются в статической медитации. Её первые 4 форменные дхьяны не соответствуют тому, как изменяется сознание в випассане. Просто примите это как данность. 4 форменные (рупа) дхьяны в саматхе не равны первым 4-м ступеням в випассане. А как же тогда? Да никак — их там вообще нет. Забудьте и смотрите на 8 дхьян, разбивая их на форменные и бесформенные. Форменные могут быть достигнуты в медитации и являются по-сути просто стадиями концентрации, и всё на этом. Процесс прозрения в випассане как динамической медитации до того момента, как сознание окажется в 5-й дхьяне, описан вообще иначе через няны (пали. — njanas).

Просветление

Нужно понять, что просветление — это достижение 5-й випассана дхьяны, стадии бесконечного пространства. К нему ведёт практика осознанности.

До этого момента сознание существует в форме концентрации на объекте. Ему больше некуда выйти. Внимание постоянно приковано к объектам. В момент просветления сознание из этой точки становится самим пространством. Отсюда появляются ощущение «фона», на котором разворачивается жизнь, ощущение гармонии, чувство особой тишины и «незатронутости».

Просветление — это не конец «духовного роста», а только его начало. Далее сознание может двигаться дальше, если у него есть такое желание.

Нирвана

Нирвана происходит после достижения 8-й дхьяны, поэтому некоторые добавляют 9-ю джану, которая её и обозначает.

Нирвана — это полное прекращение волнений сознания. Считается, что для её достижения нужно:

  • во-первых, распознать эти волнения сознания с помощью концентрации (статическая медитация — випассана),
  • во-вторых, совершить познавательный акт, который навсегда изменяет сознание (прозрение в результате динамической медитации — випассаны).

Я выкинул практику статической концентрации из процесса, что предлагаю сделать и вам, если кто-то ещё ей занимается до сих пор. Дело в том, что нет разницы, как концентрироваться — с открытыми глазами или с закрытыми. Может быть, осознанность (динамическая медитация) и сложней, но она даёт прозрение в природу, которая остаётся навсегда.

Я уже рассказывал о том, почему считаю любую статическую медитацию (саматха) бесполезной. Мы приходим к ней тогда, когда у нас возникает такое желание. Откуда берётся желание? Его возникновение остаётся незамеченным. #ненадотак

Скоько времени нужно для просветления?

А теперь, возможно, самый интимный, самый волнующий, самый дискуссионный вопрос. Сколько времени нужно для просветления? Я понимаю, что отвечая на него, рискую навлечь на себя все кары небесные и многочисленные проклятия от самоотверженных практиков, которые уверены, что просветление — это результат практики длиной в годы и даже десятилетия. Есть люди, которым нравится процесс поиска — ищите на здоровье. Многим нужен просто результат.

Итак, отвечая на вопрос, хочу обратить ваше внимание, что это не только моя точка зрения. Подобные мысли высказывали разные люди, в том числе Лео с его блога. Просветление может занимать от 3-х месяцев до 2-х лет. Всё, что больше — ментальный онанизм. Если вы ищете себя больше двух лет, то это значит, что вы ищете не там или не то.

Примерный процесс описан на странице обратного метода. Он опробован на людях — все живы, никто не пострадал.

А, ну это, про отличие просветления от нирваны. Просветление — это как переключить канал на телевизоре. Включить то, что нравится конкретно тебе. В нирвана — это выключение телевизора. В контексте буддизма просветление предполагает перерождения, а нирвана — нет.

P. S. Текст представляет собой интерпретацию философии буддизма и отражает субъективную точку зрения автора.

10
Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

);