Просветление — анализ техник развития прозрения

Просветление — анализ техник развития прозрения

Я тут писал, что достиг источника — последнего уровня просветления (ну или осознанности — это, в принципе, одно и тоже). Короче, я вас обманул. Через некоторое время, в результате очередного прозрения, полностью исчезло понимание. Такое утверждение звучит достаточно странно — вот я пишу какой-то текст, он я надеюсь имеет какой-то смысл. Пропали любые интеллектуальные суждения и представления. Я больше ничего не знаю. Возможности членораздельно отвечать и решать арифметические задачи остались, но любые представления о жизни, о том, что правильно, а что нет, куда-то делись.

Не могу сказать, сложилась ли такая ситуация как следующий этап прозрения, или явилась просто побочным продуктом 7-й джаны («Ничто» в дзенском понимании) — у меня же нет ума представлений. В общем, так случилось — я пытаюсь сохранять умное лицо и не ржать в общественных местах.

Предисловие

И как-то совершенно случайно, в комментариях к этой статье с Zhendos завязалась дискуссия о том, что такое самадхи, какие у него бывают уровни. Очень интересная и обширная тема, которая помогает понять, что такое просветление.

И он заставил меня задуматься, что есть множество самых разных описаний, как осознанности, так и просветления. Буддизм имеет свой взгляд, йога — другой, дзен считает быков и смеётся. Даже адвайта-веданта, несмотря на то, что является философской системой в значительной степени, в некотором роде может объяснить процесс развития прозрения.

Цель и проблема статьи

Цель данного анализа — выявить общие положения разных религиозно-философских систем с тем, чтобы помочь читателю сориентироваться в мире осознанности.

Проблема, которую решает анализ, заключается в том, чтобы показать через призму разных парадигм, что просветление является сложным многоступенчатым процессом, а также развеять основные мифы на пути.

Хочу обратить внимание, что под термином «просветление» я понимаю обычное и общепринятое его значение, которое соответствует первой бесформенной джане — бесконечному пространству. Дзен считает, что это 7-й этап «Бык превзойдён». То есть это какое-то событие, после которого сознание меняется навсегда. Все остальные этапы уже требуют уточнения.

Источники

Я не буду приводить список литературы, потому что, скажем, в йоге определить уровни самадхи в текстах Патанджали можно чисто умозрительно — они слишком спекулятивны. В основном, я черпаю информацию из классических текстов, вроде Упанишад, но с ними проблема в том, что они рассказывают о том, что просветление — это очень классно, но ничего по делу. Рамана Махарши очень высоко котировал книгу «Трипура Рахасья» — она более философская, нежели практическая, но очень хорошо разъясняет философию адвайта-веданты. Буддистских текстов так много — они те ещё графоманы любят описывать 100 500 способов совершения глубокого вдоха и ещё 1500 методов правильного выдоха. Поэтому, про буддизм оригиналы луше не читать. Во-первых, там много воды. Во-вторых, суть просто и доступно изложена академическими исследователями, вроде покойного профессора и доктора философских наук — Торчинова Е.А.

Для меня наиболее авторитетным из современных практиков является Дениэл Инграм (Daniel M. Ingram), который в двух своих трудах (Mastering the Core Teachings of Buddha и MCTB-2) переосмыслил всю буддистскую философию в своего рода альманах. Он сам часто опирается на широко известного в узких кругах Махаси Саядо, а также на своего близкого друга и учителя, ныне покойного — Билла Гамильтона. В блоге Дениэла есть ссылки на переводы некоторых отрывков на русский язык, которые выполнила Анастасия Гостева — посмотреть можно здесь. Примечательно, что сам автор выложил свои книги в открытый доступ абсолютно бесплатно, администрирует форум, посвящённый движению «Pragmatical Dharma». Он не ездит по миру с сатсангами, не проводит платные консультации по skype и не даёт уроки медитации.

Анализ техник развития прозрения

Почему такая формулировка? Развитие прозрения — это просто перевод «The Progress of Insight» на русский. В названии статьи есть слово «техника», потому что все системы предлагают именно практические способы обрести просветление. Ну, а «анализ» потому, что таблица сама является попыткой свести воедино и проанализировать основные подходы.

В буддизме основной моделью развития концентрации и прозрения являются 8 джан (на Википедии они называются «дхьяны»): 4 материальные и 4 нематериальные. Первые 4 достижимы в медитации и представляются собой уровни концентрации. Это буквально означает, что если вы будете медитировать, то сможете последовательно пройти все 4 этапа. Я не буду подробно останавливаться на конкретной технике — это отдельный большой вопрос.

«Formless realms with eyes open?» you might reasonably ask. Yes.

«Бесформенные области с открытыми глазами?» — вы можете разумно усомниться. Да.

Mastering the Core Teachings of Buddha -2

Собственно, по этой причине следующие 4 джаны и называются нематериальными — они присутствуют прямо здесь и сейчас, при условии их достижения. Здесь есть дискуссионный момент — он заключается в том, что эти же уровни могут быть достигнуты и в медитации, но они там же и останутся.

Когда сознание оказывается в 5-й джане, происходит то, что все называют «просветление», а я — пробуждением. Смысл в том, что сознание становится бесконечным или оказывается в ней — особой разницы нет. Отсюда все эти рассказы про настоящий момент, бесконечность и призывы быть здесь и сейчас, тишину, покой и гармонию на youtube.com тех, кто громко называет себя мастером (нет, Мастером). Да, это просто 5-я джана. Формально — первый этап просветления.

5-я джана соответствует нирване в йоге — по крайней мере я так думаю сейчас. Это моё сугубо личное мнение, потому что вменяемых письменных источников по этой системе — с гулькин хрен. Йога осталась в этой таблице только потому, что с неё всё началось. В традиции дзен это 7-я миниатюра, которая показывает, что «бык превзойдён».

Таблица доступна для скачивания:

В качестве заключения

Я не стал включать в таблицу випассана-няны, чтобы не взрывать мозг читателю. В 1994-м году был выполнен перевод на английский с языка пали. Если интересно, то можете прочитать его самостоятельно — это простая практика осознанности со страшным названием «сатипаттана». Она представляет собой более известную практику шаматха-випашьяна, в результате которой сознанию человек открываются 8 джан. Это квинтэссенцияя буддизма, а всё остальное (мантры, сутры, пагоды, ритуалы, благовония и тд) является необязательным дополнением. Подозреваю, что Будда обучился концентрации у йогов и пошёл дальше, не оставаясь в нирване (5-я джана). Сам «Благородный Путь Избавления от Страданий» предполагает познание собственного сознания с помощью шаматхи (спокойствия) и випашьяны (прозрения) через понимание Трёх Характеристик. Это приводит к обнаружению пустотности бытия — ведь ничего из сущего не обладает собственной природой. Прозрение в суть этих вещей приводит к просветлению (5-я джана), а дальнейшее культивирование осознанности может показать также иллюзорность сознания. Всё это в итоге может полностью остановить любые колебания дхармо-частиц, из которых складывается реальность. Это означает уход в нирвану (ниббану) в буддистском смысле.

Буддизм, попавший в Китай, превратился в «чань», а оттуда проник в Японию и стал известен нам как «дзен». В результате такого экспорта он лишился всего, оставив предельно простую практику дзадзен, которая предполагает прямое прозревание в суть собственного ума без лишних разговоров. Смысла это не меняет. Многим помогает.

В целом, мы видим, что якобы разрозненные, разобщенные и не связанные между собой описания одного и того же просветления в реальности прекрасно между собой согласуются. Принадлежность к какой-то конкретной парадигме не имеет особого значения. Любые попытки откреститься от предшественников и заявления в духе «Я всё сам!» отлично иллюстрируют стратегию создания собственного уникального торгового предложения, которое можно купить только у этого продавца. Это уже маркетинг, потому что познание не отрицает, а просто естественным образом включает в себя предыдущие теории и практики.

P.S.

Пишите, что добавить/удалить, ваши впечатления и вопросы от таблицы. Комментарии в духе «Да ну нахер это надо?» тоже приветствуются.

Поделиться

Просветление — анализ техник развития прозрения: 5 комментариев

  1. в целом — гениально, пока остались остатки ума надо успеть книжку написать))

    Первые комментарии: в йоге Дхарана идет перед Дхьяной, а не после; нирвана все же не йоговский термин, у Патанджали о ней ни слова, может имеется ввиду сабиджа и нирбиджа?; ранее ты писал что Самадхи это и есть пробуждение, а в таблице оно идет до пробуждения

    1. Йогу оставил просто потому, что у нас с самадхи разговор начался. А так с нее выхлопа никакого: практиков нет, а что они там имели ввиду в двух с половиной книжках, узнать уже не представляется возможным. Максимум — это описания клизм, бандх и мудр. Но от них толку ноль. С самадхи там тоже история неоднозначная — его достигать можно, а можно в нем пребывать. Единственное, что содержит смысл — это адвайятарака упанишада, там интересные практические рекомендации.

  2. Дима, а в эту ветку ты не вставил статью «памятка искателю осознаности"она бы шла крайним пунктом (факультатив) и я понимаю, что это лишь твой хохот шамана, но ведь даже к каждому бытовому прибору на последней странице всегда есть список возможных неисправностей. с удовольствием оставлю улыбку)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);