3 стадии просветления в адвайта-веданте

3 стадии просветления в адвайта-веданте

Эта статья может быть интересна тем, кто испытал хотя бы первоначальное пробуждение. В ней я хочу рассказать о том, почему просветление происходит в 3 этапа.

Я знаю, что с такой точкой зрения многие могут не согласиться. Тут критерий один — личный опыт. Всё остальное никакого значения не имеет.

Эти 3 стадии подробно описаны через призму традиции дзен в этой статье. Они соответствуют седьмому, восьмому и девятому этапам. На момент написания той статьи, я меня не было опыта реализации — источника я не достиг. Позже это произошло, что я изложил в отдельной статье.

Пробуждение

Оно соответствует седьмой ступени в традиции дзен «Бык превзойдён». В философии адвайта-веданты есть понятие «сакшин» (Сарвепалли Радхакришнан — Индийская философия. Т.2, Гл.8). Оно обозначает созерцающее я, которое в момент пробуждения становится тем самым наблюдателем, который не может быть затронут происходящим.

Сакшин вместе с эго образуют индивидуальное я. Когда сознание наблюдает свои проявления, оно понимает, что не является ими. Так проявляется сакшин — созерцающее я. Оно лишено каких-либо качеств, у него нет формы. Весь его смысл вытекает из определения — оно просто свидетельствует.

Это замечательным образом объясняет нам, что представляет собой первый этап просветления — обнаружение этого вечного наблюдателя. На практике это выливается в то, что человек становится этим свидетелем бытия. Поле восприятия становится тем фоном, на котором разворачивается жизнь.

Думаю, объяснений много — я писал уже не раз и не два об этом. В интернете полно видео на эту тему, в которых все говорят об одном и том же: тишина, пустота, гармония, невовлечённость, состояние свидетельствования бытия.

Тот, кто знает познающего, знание и познаваемое, проявление и растворение, находящийся самодостаточный называется сакшин (осознающий).

Сарвасара Упанишада

Итак, можно сделать некое обобщение. Пробуждение как первый этап просветления представляет собой разделение индивидуального я на созерцающее я (сакшан) и эмпирическое я (дживу), т. е. на наблюдателя и его проявления в прямом восприятии.

Просветление

Чтобы понять суть второго этапа, нужно объяснить один из центральных терминов индийской философии — понятие атмана. Он представляет собой высшую сущность, которая проявляется во всех индивидуальных сознаниях.

В традиции дзен этот этап называется «Превзойдены и бык, и самость». Бык — это эмпирическое я человека, его проявления, доступные в восприятии. Понять выражение «бык превзойдён» очень просто. Оно значит именно то, что написано. Исследователь осознал, что сне является лишь эмпирическим я (дживой). Когда говорят, что превзойдёны и бык, и самость, то имеют ввиду, что были обнаружены как эмпирическое я (джива), так и созерцающее я (сакшин). Они оба не являются мной, а представляют собой лишь ограничения.

Чего? Атмана.

Во время просветления исчезает иллюзия самости. Больше нет границы между тобой и другими людьми, все мы являемся одним целым. Чем? Атманом. Он представляет собой высшую сущность, которая пронизывает все сознающие творения.

29. Отринув все упадхи с помощью изречения «Не это, не это!» [и других] великих изречений, пусть [человек] познает единство индивидуального атмана и высшего Атмана.

«Атмабодха» — Шанкара

Такого человека ещё называют «кутастха» — это тот, кто осознал, что все живые существа делят являются одним сознанием.

Когда сознание существа проникает в умы всех живущих от Брахмы до муравья, тогда его называют кутастха.

Сарвасара Упанишада

Итак, второй этап просветления представляет собой осознание, что любое индивидуальное сознание в сущности является одним сознанием (Атманом).

Естественно, это не какое-то умственное понимание. Это вполне конкретное событие, которое ни с чем спутать невозможно.

Реализация

Когда достигается истинная природа сакшина и других, Атман проявляет себя как пронизывающий все тела, как нитка жемчужное ожерелье, тогда он называется внутренний учитель (антарьямин).

Сарвасара Упанишада

После просветления человек остаётся в пониманием, что его собственное сознание в сущности является одним целом со всеми другими возможными сознаниями. Я писал о том, что на этом этапе есть ясное понимание, кем являюсь я сам, а также кто все эти люди вокруг. Остаётся один главный вопрос: «А бытие — это вообще что?».

Дзен называет этот этап «Возвращение к источнику». Здесь становится ясно, что атман, которого одно непробуждённое сознание принимает за другое ограниченное сознание, в сущности является Брахманом. Что это такое?

Брахман — это абсолютное Бытие во всём своем многообразии. Это буддистская шуньята, которую ошибочно переводят словом «пустота», потому что она представляет собой бесконечное множество непроявленных вариантов действительности. Поэтому этот этап и называется «Возвращение к источнику». Здесь становится ясно, что атман и брахман — суть одно и тоже. Я есть то. Все следствия содержат в себе причины.

Как тут не вспомнить знаменитые слова?

Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Откр. 1:8

Я не буду комментировать, а только приведу цитату из Евангелия от Иоанна, которая, на мой взгляд, всё совершенно замечательно иллюстрирует.

9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

Евангелие от Иоанна, Гл. 14

Вряд ли можно что-то сказать на эту тему лучше.

В качестве заключения

С помощью исследования себя становится ясно, что я не являюсь только мыслями, чувствами и эмоциями — это иллюзорное «я». Возникает понимание, что существует созерцающее я (сакшан). Когда оно обнаруживается в опыте, то происходит пробуждение.

Человек понимает, кем он является, но совершенно непонятно, что представляют из себя все остальные люди. В практике приходит понимание, что все обладают одним сознанием, которое видится множеством отдельных. Это просветление.

После этого непонятным остаётся вопрос об отношении меня, как атмана, и всего бытия — что это? Когда открывается тождественность атмана и Брахмана, происходит реализация — полное освобождение.

Тот мудрец, который превзошёл состояния бодрствования (джаграт), сна со сновидениями (свапна) и глубокого сна без сновидений (сушупти) и всегда пребывает в четвёртом (турия) трансцендентальном состоянии сознания, чей ум всегда медитирует на Со-хам — «я есмь То» и растворён в этом переживании, считается дживанмуктой — освобождённым при жизни.

Дживанмукта Гита

Именно этои происходит. Сознание пребывает в постоянном медитативном состоянии, когда все события возникают комплексно, включая в себя уже и причины и следствия, а сам себя осознаёшь как всё сущее. Это освобождение при жизни.

Как обрести просветление?

Я всецело разделяю точку зрения Шанкары о том, что к себе можно прийти через опыт. Духовная литература должна служить опорой, а не подменять собой исследование собственной природы.

На этом всё.

Поделиться

3 стадии просветления в адвайта-веданте: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);