3 стадии просветления в адвайта-веданте

3 стадии просветления в адвайта-веданте

Эта статья может быть интересна тем, кто испытал хотя бы первоначальное пробуждение. В ней я хочу рассказать о том, почему просветление происходит в 3 этапа.

Я знаю, что с такой точкой зрения многие могут не согласиться. Тут критерий один — личный опыт. Всё остальное никакого значения не имеет.

Эти 3 стадии подробно описаны через призму традиции дзен в этой статье. Они соответствуют седьмому, восьмому и девятому этапам. На момент написания той статьи, я меня не было опыта реализации — источника я не достиг. Позже это произошло, что я изложил в отдельной статье.

Пробуждение

Оно соответствует седьмой ступени в традиции дзен «Бык превзойдён». В философии адвайта-веданты есть понятие «сакшин» (Сарвепалли Радхакришнан — Индийская философия. Т.2, Гл.8). Оно обозначает созерцающее я, которое в момент пробуждения становится тем самым наблюдателем, который не может быть затронут происходящим.

Сакшин вместе с эго образуют индивидуальное я. Когда сознание наблюдает свои проявления, оно понимает, что не является ими. Так проявляется сакшин — созерцающее я. Оно лишено каких-либо качеств, у него нет формы. Весь его смысл вытекает из определения — оно просто свидетельствует.

Это замечательным образом объясняет нам, что представляет собой первый этап просветления — обнаружение этого вечного наблюдателя. На практике это выливается в то, что человек становится этим свидетелем бытия. Поле восприятия становится тем фоном, на котором разворачивается жизнь.

Думаю, объяснений много — я писал уже не раз и не два об этом. В интернете полно видео на эту тему, в которых все говорят об одном и том же: тишина, пустота, гармония, невовлечённость, состояние свидетельствования бытия.

Тот, кто знает познающего, знание и познаваемое, проявление и растворение, находящийся самодостаточный называется сакшин (осознающий).

Сарвасара Упанишада

Итак, можно сделать некое обобщение. Пробуждение как первый этап просветления представляет собой разделение индивидуального я на созерцающее я (сакшан) и эмпирическое я (дживу), т. е. на наблюдателя и его проявления в прямом восприятии.

Просветление

Чтобы понять суть второго этапа, нужно объяснить один из центральных терминов индийской философии — понятие атмана. Он представляет собой высшую сущность, которая проявляется во всех индивидуальных сознаниях.

Подпишись на группу, чтобы читать дальше войти на сайт через ВКонтакте.

Метки: , , , , ,

3 thoughts on “3 стадии просветления в адвайта-веданте”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);