Просветление — что это? Есть критерии?

Просветление — что это? Есть критерии?

Просветление — о нём не писал ещё разве что ленивый. Кажется, что всё давно уже сказано. Можно, конечно, согласиться с этим утверждением, но тогда возникает вопрос. Если о просветлении сказано всё, что только возможно, то почему оно по-прежнему продолжает оставаться реальностью лишь для единиц и недостижимой мечтой для всех остальных? Почему там много людей стремятся и так мало его достигают, а те, кто в итоге обретает полную реализацию, вообще находятся где-то за границей статистической погрешности?

Значит, мы можем сделать вывод, что дело всё-таки в описаниях. Разные люди могут воспринимать их по-своему. Текст должен быть точен и не допускать возможности для разночтения, при условии, что сам автор до конца понимает то, что пишет. Например, при чтении классических текстов, такой проблемы не возникает, что символизирует.

Что такое просветление?

36. Некоторые предпочитают быть недуалистами, в то время как другие предпочитают быть дуалистами; но никто из них на самом деле не знает тождественного Брахмана, который лишён как двойственности, так и недвойственности.

Авадхута-Гита («Песнь извечно свободного»)

Авадхута Даттатрея (аватар бога Вишну) троллил мудрецов задолго до того, как это стало мейнстримом. Действительно, думать и знать — разные вещи.

Джива (индивидуальное я) — это Сам Шива (Всеобщее Я, Бог). Таким образом джива зрит себя во всех существах и испытывает единство со всем сущим. Тот, кто видит только эту истину в жизни, считается дживанмуктой — освобождённым при жизни.

Дживанмукта-Гита («Песнь освобождённого при жизни»)

Значит, просветление — это в первую очередь опыт жизни, который находит выражение в особом состоянии сознания. Именно прямое познание Абсолюта (Брахмана) называется этим словом.

Существуют ли какие-то критерии просветления?

Но как определить, что будет относиться к просветлению, а что нет? Есть ли у него какие-то градации или оно случается раз и навсегда?

Когда со мной случилось пробуждение, то это, конечно, перевернуло моё мировоззрение. Хоть покой и гармония и возникли в жизни, но всё равно они не были глубоки настолько, чтобы можно было сидеть сутки на стуле и испытывать бесконечное счастье. «Ну и где мой обещанный кайф?» — подумал я.

Эти мысли привели меня к предположению, что, возможно, просветление — это долгий процесс, а не единичное событие. Что говорят тексты по этому вопросы? На самом деле информации, с одной стороны немного, но с другой — очень много. Зависит от того, как посмотреть.

Блаженство

Тот считается дживанмуктой — освобождённым при жизни, чей ум всегда наполнен блаженством в результате осознавания, созерцания и медитации, кто всегда пребывает в медитации и свободен от двойственных представлений о бремени и освобождении.

Дживанмукта-Гита («Песнь освобождённого при жизни»)

Блаженство — понятие очень расплывчатое. Любое может утверждать, что обладает этим качеством. Накорми голодного — вот на его лице уже появились покой, гармония и счастье.

Внутренний свет

Узревшие посредством медитации внутренний свет в своём духовном сердце превзошли ум и подчинили его. В результате они видят Реальность как Со-хам и Хам-са — «То есмь я» и «я есмь То». Тот, кто осознаёт свою высшую Сущность подобным образом, считается дживанмуктой — освобождённым при жизни.

Дживанмукта-Гита («Песнь освобождённого при жизни»)

Вот у нас появляется второй признак — видение внутреннего света в медитации.

7. Затем появляется видение Промежуточного Знака. Йог видит круглые сферы, подобные солнечному диску. Они излучают по краям сияние, подобное зареву пламени пожара, либо он видит внутреннее пространство, залитое рассеянным светом без каких-либо оттенков. Открыв Промежуточный Знак, йог пребывает в нераздельном единстве с видениями.

Адваятарака-Упанишада

Собственно, сразу возникает вопрос о том, чем является этот яркий свет.

13. Яркий свет во Внутреннем Знаке есть изначальная форма высшей Реальности, где нет ни субъекта, ни объекта.

Адваятарака-Упанишада

Постоянная осознанность

В сновидениях придёт осознанность, и будет осознание «Я — все! Я везде! Я во всём!»

Мандалабрахмана-Упанишада

Тут достаточно просто и точно сказано про осознанность, которая сохраняется во сне. Это один из признаков полной реализации.

Состояние вне состояний

Лишь тот имет право на звание йога, кто реализовал и осознал Брахмана, который является бесконечным, вне турии

Мандалабрахмана-Упанишада

Йога выделяет 4 состояния:

  • джаграт — бодрствование;
  • свапна — сон со сновидениями;
  • сушупти — глубокий сон без сновидений;
  • турия — четвёртое состояние.

На мой взгляд второе и третье явно переоценены, потому что сон без сновидений остаётся тем же самым сном, в котором просто отсутствуют движущиеся картинки. Объяснить, что такое турия, практически невозможно, к ней можно только прийти. Суть в том, когда появляется постоянная осознанность, то такой сон отличается от традиционного «осознанного сна» (ОС), если вы понимаете о чём я. В нём нет той яркости и вовлечённости, которая бывает в ОС. Это и есть четвёртое состояние стороннего наблюдателя.

В бодрствовании можно прийти к турии, тогда проявляется внутренний свет — истинная природа реальности. Это особый тип состояния при полной остановке ума.

Если ты во время медитации или практики видишь яркий свет с закрытыми глазами — это проявления Абсолюта (Брахмана). Это не значит, что ты чего-то достиг. Мгновения света — это те периоды, когда твой ум замолк и дал возможность проявиться Абсолюту. Это свет всегда был тут, а ты — нет. Единственное, что это означает, что ты все делал правильно.

Просветление и нео-адвайта

Что такое нео-адвайта, я писал в одной из предыдущих статей. Если коротко, то она представляет собой сборник толкований выражения «Я есть то» — кто во что горазд. Это не плохо и не хорошо, так есть.

Получение освобождения ещё при жизни тела называется дживанмукти. Оно означает вполне определённое состояние сознания. Если бы это состояние освобождения отождествлялось со смертью физического тела, то тогда это освобождение, которое бы наступало в результате смерти физического тела, в равной мере достигалось бы и животными, такими как собаки и свиньи.

Дживанмукта-Гита («Песнь освобождённого при жизни»)

В парадигме нео-адвайты бытуют утверждения о том, что все люди уже просветлены, уже являются этим. Но ведь если это так, то зачем им дополнительно об этом сообщать? Они ведь и так постоянно пребывают в созерцании Брахмана. В общем, непонятно.

Литература

Дживанмукта-гита

Мандалабрахмана-Упанишада

Адваятарака-Упанишада

Авадхута-гита

40
Поделиться

Просветление — что это? Есть критерии?: 10 комментариев

      1. а на винде нормально, это у меня на Маке под сафари абракадбра, устарел наверное

  1. а животные по ходу в постоянной осознанности пребывают, у них ведь как бы нет эго?

      1. зато у них прямое восприятие и у иных собак взгляд умнее чем у иных людей :)

    1. Получается животные просто не осознают себя, но постоянно находятся в моменте, так сказать. То есть сознание не закрытое умом, но постоянно направленное только на ощущения и переживания. Нет осознания себя, но нет и никакой идеи о себе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

);