Адвайта: религия, философия или практика?

Адвайта: религия, философия или практика?

В статье разберёмся с двумя значениями термина «адвайта», её целью, способами реализовать себя и отличиями от других религиозно-философских систем.

Классическая адвайта

Это индийская философская система, одна из наиболее известных разновидностей Веданты. Её основоположники — Шанкара и Гаудапада. В основном представляет собой трактовку Упанишад. Она заключается в том, что адвайта-веданта рассматривает мир как иллюзию, утверждая реальность одного только Брахмана. Также она считает, что душа человека (джива) является Брахманом.

Нужно особенно обратить внимание на последний тезис. Душа человека и Брахман — одно и тоже. Они не тождественны, не равны, а являются одним и тем же.

Нео-адвайта

Второе значение слова «адвайта» объединяет многочисленные книги, речи и наставления просветлённых мастеров, возникшие в конце 19-го века. Это движение получило название «неоиндуизм» и возникло как попытка реформировать индуизм, освободить его от старых наслоений, включить в него элементы других религий. Одной из его разновидностей и является неоадвайта, к которой относятся такие имена, как Шри Рамана Махарши, Пападжи, Рамеш Балсекар, Рам Цзы, Мадукар и т. д. — множество их.

Не стоит думать, что какое-то понимание адвайты является верным. В первую очередь она является философской системой, отделившейся от Веданты, и к религии не имеет никакого отношения. Два варианта понимания термина просто показывают развитие течения, а также проводят границу между «классическим» пониманием с опорой на тексты Упанишад и «современным», который в своей основе имеет реальный опыт.

Что такое адвайта (недвойственность)?

Говоря простым языком, адвайта признаёт единственной реальностью одно лишь абсолютное сознание, которое называется Брахман или Высшая Сущность. Человеческая душа («джива»), как и всякая субъективность, не создаются Брахманом, не являются его ограниченными формами или частями. Напротив, человек и есть Высшая Сущность, всё есть Высшая Сущность, всё есть Брахман.

И эта тонкая [сущность] — основа всего существующего, То — действительное, То — Атман. Ты — одно с Тем, Шветакету!

Чхандогья-Упанишада

Многие знают эту цитату как тезис «Я есть то». Он обозначает единство наблюдателя и наблюдаемого, материи и сознания — всё является одним целым, всё есть Брахман.

31−32. «Кроме того, это сознание — единственное существование, охватывающее всю вселенную, и совершенное во всех отношениях. Так же, как волнорезы не могут существовать отдельно от океана, а свет — без Солнца, так же и вселенная не может быть представлена без сознания. Таким образом, Всевышний Бог — воплощение чистого Сознания.

Трипура-Рахасья

Если всё есть сознание, бог, Абсолют, Брахман, то что же реально? Весь мир — лишь иллюзия внутри бесконечного сознания, созданная им самим. Оно и представляет собой единственную реальность.

Во время космического разрушения все объективное создание растворяется в бесконечном сознании, которое мудрыми по-разному называют Атмой, Брахманом, Истиной и т. д., — для облегчения диалога и объяснения. Одно и то же бесконечное сознание представляет в себе различие между собой и другим. Так возникает разум, — как волна на поверхности спокойного океана при волнении. Но, имей в виду, что как золотой браслет является всего лишь золотом (и хотя золото может существовать вне браслета, браслет не может существовать без золота или другого металла), качества и суть созданного и потенциал создания — неотделимы от бесконечного сознания.

Йога-Васиштха

Мы видим, что адвайта не разделяет мир на наблюдателя и наблюдаемое, на воспринимающего и воспринимаемого — буквально всё является одним и тем же бесконечным сознанием. Именно поэтому её ещё называют «недвойственность». Нет двух. Наблюдатель и наблюдаемое составляют единое целое.

В чём цель адвайты?

Адвайта утверждает, что все трое на фото являются одним целым
Адвайта утверждает, что все трое на фото являются одним целым

Конечный смысл адвайты заключается в реализации своей природы, когда становится очевидно, что наблюдатель (субъект) и наблюдаемое (объекты) являются одним целым. Это событие может называться «просветление», «пробуждение», «становлением единства с Брахманом» — словом как угодно. Суть в устранении умственного деления (дихотомии) на субъект («я», душа, личность) и объекты (реальность, материя, внешний мир и тд).

Зачем достигать реализации?

Прежде чем говорить о том, как стать просветлённым, нужно выяснить, а зачем оно вообще нужно. На эту тему есть отличная история из книги «Трипура-Рахасья».

Некий принц был женат. У него была прекрасная супруга, которую он сильно любил. Жена возжелала слугу своего мужа. Как ей было тайно осуществить задуманное? Она подговорила слугу ставить принцу на стол хмельные напитки за вечерней трапезой. Когда муж достаточно пьянел и шёл в спальню, там его встречала служанка жены, которая была очень на неё похожа. Она занималась с принцем любовью до тех пор, пока однажды он не заметил, что женщина в его постели не слишком похожа на его жену. Он заподозрил неладное, выхватил меч, приставил его в горлу служанки и потребовал рассказать ему правду. Перед угрозой смерти она рассказала ему всю историю и отвела в покои, в которых его жена занималась любовью со слугой.

Боясь быть убитой, она призналась во всём, отведя его к тому месту, где находилась царевна. Там он нашёл её, чьё тело было прекрасным и нежным, в тесных и любящих объятиях тёмного, гадкого и противного дикаря, который был его слугой…

Трипура-Рахасья

Сказать, что принц испытал фрустрацию — значит не сказать ничего. Он удалился в лес для размышления, после которого он понял, что любовь, красота и страсть не существуют объективно — они возникают в нашем уме.

Ум — причина страдания

Адвайта видит причину несчастья в уме, который создаёт концепт красоты
Адвайта видит причину несчастья в уме, который создаёт концепт красоты

«Причина страстного влечения — многократно повторяющаяся умственная картина. Ни дети, ни умеющие владеть собой йоги не возбуждаются в таких ситуациях (потому что их умы не сосредоточиваются на таких вещах).

Трипура-Рахасья

Принц понял, что красота возникает в уме. Любовь к прекрасной женщине возникает в самом человеке. Одно и тоже тело красавицы выглядит привлекательно, но состоит из тех же мяса, костей и жира, как и любое другое. Внутри каждого есть кал и моча, в которые превращаются еда и питьё.

Он осознал, что люди видят в своём уме лишь концепции, которые отражают только одну сторону бытия и никогда целую картину. Это и порождает несчастье и страдание, избавиться от которого можно, реализовав свою истинную природу, осознав суть ума.

Как стать просветлённым (реализованным)?

Обрести освобождение можно через исследование своей природы («вичара») и общество мудреца.

«Его спасение — в одном только исследовании (вичаре).

«Слушай, Парашурама! Сейчас Я сообщу тебе основополагающую причину спасения. Общество мудреца — коренная причина устранения всех страданий.

Трипура-Рахасья

Без самостоятельного исследования не будет никакого результата — это очевидно. Но и сам поиск невозможен без указания направления — для этого требуется общество реализованного. Это вполне логично: если хочешь научиться плавать — идешь в секцию плавания или на частные уроки. Что будет главным критерием успеха? Форма бассейна? Цвет плавок? Твоё желание стать олимпийским чемпионом? Нет. В первую очередь — личность тренера, его достижения, знания и опыт, и только во вторую твои собственные действия.

В современном мире знания передают самыми разными способами: через личные встречи, книги, статьи, аудио и видео, интернет-форумы, блоги и подкасты.

Польза практики

Интересно, что различные практики никуда не ведут, об этом утверждал ещё мудрец Васиштха:

Рама, если бы создание было на самом деле реальным, не было бы никакой возможности прекращения его существования — потому что это неизменный закон, что нереальность не имеет реального существования, а реальное никогда не прекращает своего существования. Поэтому ни аскетические практики, ни медитация и никакие другие подобные практики не могут прекратить существование нереального и не могут привести к просветлению. Пока существует понятие создания, невозможна самадхи, в которой нет движения мысли. Даже если бы это было возможно, то в момент прекращения этого состояния, мир со всеми своими страданиями снова бы возник в разуме. Движение мысли создает понятие о созданных объектах.

Йога-Васиштха

Дело в том, что практика создаёт движение ума, которое просто производит новые образы и концепции.

С чем не стоит путать адвайту?

Солипсизм утверждает реальность я, остальные люди — просто иллюзии. Адвайта уравнивает и тех, и других, не отказывая никому в существовании.

Субъективный идеализм можно назвать крипто-адвайтой, потому что он постулирует возможность существовании множества сознаний, хотя в остальном и похож.

Буддизм отрицает существование сознания в принципе. А что тогда есть? Пустота.

Религия предполагает веру в нечто сверхъестественное. Адвайта — философская система, предполагающая познание здесь и сейчас. Вам не нужно по что-то поверить, чтобы принять постулаты адвайты или центральную мысль. Хочешь — познавай, не хочешь — не познавай. Никому нет дела.

Литература

«Трипура-Рахасья» («Мистерии за пределами Троицы»)

«Йога-Васиштха» («Наставления мудреца Васиштхи»)

Упанишады

40
Поделиться

Адвайта: религия, философия или практика?: 7 комментариев

  1. не ну все понятно, но что стало со слугой, принцем и его женой и служанкой? что за люди-начнут рассказывать и хоп- у истории открытый финал. иладно с изменой -принц то теперь законтаченый-не положняк в его статусе с простонародьем. так что, Рама, нех нажираться да и вааще с бухлом подвязывай

    1. Лёша, ну принц то просветлел и стал жить-поживать, пустоту созерцать и переться себе тихонько на хате. С тётками завязал, оставил все жене и ее любовнику в знак благодарности — они ж ему помогли реализовать собственную природу. А служанка ему в ученики подалась, но он её сначала брать не хотел. Она ему трое суток за Охотой Крепкой бегала, на четвертые он сдался и стал ее учить, как разматериализовываться в прихожей и материализовываться в пятёрке за углом, что б по морозу не шариться. Надо ж сиддхм применять как-то. А потом они все в паранирвану ушли. И дверь за собой закрыли. Но двери никак нет. Это концепты всё ума.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

);