Театр теней

Театр теней

Раньше люди думали, что познают мир с помощью чувств и мысли. Они суммируют наблюдения и выстраивают на их основе теории, которые проверяют на практике. Впрочем, многие до сих пор уверены, что именно так это и происходит.

Что занимает ключевую роль в процессе познания? Конечно, сам человек. А что он представляет из себя? Дьявол, как известно, кроется в деталях.

То, что я знаю о себе, я получил от других людей. Они мне рассказывали истории, в которых я иногда был главным действующим лицом, иногда — нет. Научившись говорить, я стал рассказывать эти истории самостоятельно.

Глядите, вот Дима пишет текст. Он берёт уже известные ему слова и сюжеты и составляет из них новые истории. Тут я яблоки, и «Охота», и даже просветление какое-то. Словом, «всё смешалось в доме Облонских».

Где существует Дима? В рассказах других людей. В своих собственных рассказах. Вы, конечно, можете возразить и сказать, что мне достаточно посмотреть на свою широкую морду в зеркало и не страдать ерундой. Ок, пойду гляну. И что я там вижу? Вот и начинается новая история.

Прозорливый читатель, возможно, уже догадался, что познание в принципе невозможно — мы просто конструируем новые описания той действительности, с которой встречаемся в восприятии. Любой знак лишается референциальной функции — он не ссылается на действительность. А на что же? Ну другие знаки и тексты. Попробуйте дать определения яблока — одни ссылки и всё.

Так и что такое человек? То, что ему рассказали родители, близкие, друзья, знакомые, учителя. Это то, что он прочёл в книгах, увидел в кино или услышал в песнях. Вот это и есть человек.

На сатсанге гуру бормочет о том, что человек — иллюзия. Родной, да это и без тебя давно известно. И что?

А действительно, что? Ну и что с того?

Покопайтесь в памяти, вспомните, что вам нравилось, какие истории, какие герои, какие персоналии. Вы же каким-то образом воспринимали какой-то рассказ, но делали для себя свои выводы и запоминали определённые факты. Два человека, прочитав одну и ту же книгу, перескажут ей совершенно по-разному. Это единственный способ для Абсолюта не сойти с ума, если ему есть куда «сходить» — рассказывать самому себе истории.

Так вот это я к чему: тот выбор, который мы делаем, обращая внимание на одни вещи и не замечая других, это и есть наше пламя свечи в этом театре теней. Это то, чего нет ни в одной истории. Что-то настоящее.

20
Поделиться

Театр теней: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

);