Духовное развитие в текстах Упанишад

Духовное развитие в текстах Упанишад

Как происходит духовное развитие? Я как-то писал про видение яркого света во внутреннем пространстве. В последнее время он трансформировался в сияющий солнечный диск. Я в очередной раз подумал «Дима, не считай себя умнее всех» и полез гуглить. Нашёл интересную информацию, которая может быть вам интересна.

Наверно, многие слышали про Веды. Это такая древняя индийская литература. В ней есть понятие Упанишад, которые являются текстами религиозно-философского толка. Мне показались интересными Адваятарака Упанишада и Мандалабрахмана-Упанишада, которые относятся к 20-ти т.н. «йогическим Упанишадам». Я буду тут приводить цитаты из них и рассказывать о своём опыте. Они обе описывают примерно одно и тоже — процесс развития некоего прозрения, благодаря которому человек становится единым со светом/Брахманом/Абсолютом.

Внутренний знак

2. Тот, кто постоянно созерцает, пребывая в природе осознавания исконного «Я», закрыв глаза или слегка приоткрывая их, глядя поверх бровей, тот объединяется со Всевышним Источником, который проявляется в виде множества световых видений, и обретает сияющее Тело Света.

Йог, практикуя его, уничтожает всякую связанность двойственными понятиями, полностью познав, что отличие «Я» от Абсолюта не более чем иллюзия, и становится единым с Великим Источником Бытия.

Адваятарака-Упанишада

С целью всё понятно.

На следующей стадии йогу следует непрерывно созерцать Изначальный Чистый Ум в пространстве синего света между глаз и глядя внутрь себя. Тогда в сердце йога возникает великое блаженство. Таков Внутренний Знак, который ищет мудрец, стремящийся к Освобождению.

6. Вслед за этим возникает переживание Внешнего Знака. Он переживается как свечение пространства сияющего желтого света, которое иногда приобретает кроваво-красный, иногда имеет темно-синий или голубой оттенок, на расстоянии четырех, шести, восьми, десяти и двенадцати пальцев перед носом.

Адваятарака-Упанишада

Такое было много лет назад. В полной темноте пространство окрашивается этими цветами.

Промежуточный знак

Если йог, практикуя Тарака-йогу, смотрит в пространство расфиксированным взглядом, тогда в его поле зрения сначала возникают лучи света. Эти видения указывают на правильность созерцания. Углубляя созерцание, йог видит боковым зрением по краям либо внизу лучи света, подобные литому золоту.

Адваятарака-Упанишада

Это тоже правда — свет начинает проявляться по краям, как будто подсвечивая пустоту изнутри. Сложно объяснить, но достаточно один раз увидеть, чтобы понять.

Затем появляется видение Промежуточного Знака. Йог видит круглые сферы, подобные солнечному диску. Они излучают по краям сияние, подобное зареву пламени пожара, либо он видит внутреннее пространство, залитое рассеянным светом без каких-либо оттенков. Открыв Промежуточный Знак, йог пребывает в нераздельном единстве с видениями. Благодаря тонкому созерцанию светящихся видений, он становится единым и подобным пространству без каких-либо качеств.

Адваятарака-Упанишада

Текст показался мне полезным после прочтения именно этого абзаца как пример духовного развития. В моём случае было как видение пространства, залитого рассеянным светом, так и круглой сферы, подобной солнечному диску.

Пространство света

Когда он углубляет созерцание, то он становится единым в Высшим Пространством (Парам-акаша), которое напоминает абсолютную тьму, окутывающую лучезарное сияние исконного «Я».

Адваятарака-Упанишада

Это замечание тоже интересно, потому что такое переживание имеет место быть. Если довести концентрацию до предела, когда станет отчётливо видно, как ум мечется между объектами, и продолжать её увеличивать, то это мельтешение внимания исчезнет и останется пустое чёрное пространство. Выглядит как абсолютная тьма. Ничего интересного.

Благодаря Тарака-йоге, через видение того, что находится вне чувств, йог, углубляя созерцание, открывает сущность «Я» как единство сознания и блаженства, исконное Бытие в его изначальной форме (Сварупа) Вслед за этим проявляется абсолютное «Я» как белое сияние. Абсолютное Бытие воспринимается в созерцательном присутствии через глаза. Также познается и бесформенный Тарака. Благодаря неподвижному уму, пребывающему в созерцании, через глаза воспринимается множество проявлений света.

Адваятарака-Упанишада

Как говорил герой (Buzz Lighter) из мультфильма «История игрушек»: «To the infinity & beyond!», что в русском дубляже звучало «В бесконечность и дальше!». Данный отрывок неплохо иллюстрирует духовное развитие (подставьте сами любое другое слово) до уровня недвойственного восприятия, когда познаётся сущность «Я» и появляется блаженство. Тут и добавить нечего — всё так и есть. Если продолжить созерцание, то становится видна природа реальности — проявления света. Интересно, что они именно так и возникают, как-бы подсвечивая всё изнутри.

Осознанность и духовное развитие

Когда человек во время жизни испытывает страдания, тогда он вспоминает о Боге и начинает стремиться к сварге (небесам). Потом человек становится на путь бесстрастности, он не стремится к богатству, его не волнуют несчастья, его главной целью становится созерцание Бога. Он уже нашёл прибежище в Боге, и теперь все свои силы он тратит на то, чтобы оставаться с Богом и никогда больше не забывать о Нём. Тогда антар-лакшья начинает струиться из его сердца, и он начинает вспоминать и осознавать блаженство Брахмана, которое он имел, и о котором просто забыл.

Мандалабрахмана-Упанишада

Это место интересно ценным наблюдением о том, что, достигнув бесстрастности, человек остаётся созерцать бога. А когда он уже нашёл в нём прибежище (я так понимаю, что реализовал недвойственность), то просто возвращается в это состояние.

Начнут постепенно пропадать такие мысли, как «я думаю». В сновидениях придёт осознанность, и будет осознание «Я — все! Я везде! Я во всём!»

Мандалабрахмана-Упанишада

Подмечено чётко — осознанность начала сохраняться во сне.

После удалится даже вкус различия, не имея понятий даже для «я», и будет течь лишь одна дорожка сознания Высшего Брахмана, который имеет природу Парабрахмана, за пределами слов и мыслей. Сливаясь с Парабрахманом с помощью дхьян, человек становится сферой солнца, как сахар растворяется в горячей воде, становясь полностью свободным от всех карм, санкальп.

Мандалабрахмана-Упанишада

Ну, а это просто в качестве заключения. Понятие о «я», ощущение себя и способность различать и выделять себя исчезли уже давно.

Несмотря на то, что сложно говорить о каком-то хронологическом порядке всех этих изменений, всё же огромное количество фактов пересекается с жизненным опытом, а это говорит о многом, по крайней мере для меня. Можно найти полезную информацию о духовном развитии в классических текстах.

10
Поделиться

Духовное развитие в текстах Упанишад: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

);