Выхода нет

Выхода нет

Если просто наблюдать непосредственно возникающие чувства, мысли, эмоции и действия тела, то теряется всякая уверенность. Могу ли я на что-то влиять, если сам являюсь лишь свидетелем происходящего? Если мысли сами возникают, то есть ли какой-то выбор? Всё случается хаотично или есть какой-то сценарий? Ничего непонятно.

Получается такое своего рода семантическое болото — трясина слов и их значений, которые каждый трактует так, как ему вздумается. Рождаются многочисленные теории и возникают споры. Кто-то говорит, что никакого выбора нет. Если нет выбора, то и пробуждение тоже не во власти человека. А в чьей? Здесь никого больше нет. Кто принимает решения, если процесса не существует — мысли возникают из ниоткуда и туда же исчезают?

Aurora Borealis
Aurora Borealis

Если выбора нет, то пробуждение должно случаться либо с течением времени, либо оно происходит с какими-то особыми людьми. В первом случае мы этого просто не наблюдаем, иначе к пенсии все так или иначе пробуждались бы. Во втором — никаких особых признаков нет. Мы все дышим кислородом, едим, спим и испражняемся. Кажущиеся различия между нами незначительны.

Так кто наблюдает и делает выбор или рассуждает о его отсутствии? Кто-то скажет, что это просто мысли, следующие одна за другой. Она передают смысл, как эстафетную палочку. Кто-то думает, что где-то есть душа, которую найти при жизни решительно невозможно. Ну я не знаю — может кому-то нравятся фантазии, это его право.

На мой взгляд все эти рассуждения бесплодны, потому что они просто передают друг другу смысл как футбольный мяч, который только искажается от каждого пинка.

Все эти возникающие мысли, чувства и эмоции существуют в осознанности, которая является свидетелем происходящего. Если посмотреть на бутылку «Охоты», то в реальности мы наблюдаем лишь узор цвета, из которого извлекаем концепцию реально существующего объекта. Как такового света мы никогда не видели. В нашей реальности есть только цвета, даже белый — это всё ещё не свет сам по себе. Но мы знаем, что он освещает объекты, что позволяет нам видеть их.

В случае с осознанностью, утверждать, что мысли, чувства, эмоции, визуальные образы — это единственная реальность, все равно, что говорить, будто цвет существует сам по себе, а не является нашим восприятием отражённого света.

Мы не можем познать то, чем мы являемся в непосредственном опыте, так как вся доступная нам реальность — это лишь лабиринт отражений. Но из этого не следует, что выбора нет.

Однажды в медитации я видел, как образы стали распадаться на мелкие фрагменты. «Дхармы» — подумал я. Это то, как интерпретируют действительность буддисты — поток мельчайших частиц опыта. Потом я увидел яркий свет, который подсвечивает объекты из темноты, и из этого возникает известная каждому реальность. «Наверно, вот это истинно» — подумал я. В другой раз я крепко залип в осознанность и мир исчез, осталась пустота, в которой я был лишь точкой внимания без возможности думать. Это невероятный опыт, который не передать словами. Такая мысленная немота, а ты всё равно есть. «Ооо, вот оно» — опять подумал я. Часто эта осознанность ощущается как течение воды — в такие моменты, я прямо понимаю, что означает «дао».

Каждая из этих ситуаций была абсолютно реальна и пересекалась своей сутью с разными учениями. И знаете что? Ничего. Если истинны все опыты, то они подтверждают выросшие на их основе учения. Следовательно, абсолютно все предположения ложны, потому что истинно должно быть только что-то одно.

В мире есть только два типа людей: дураки и скептики. Одним только дай возможность поверить, они побегут расшибать себе лоб. Другие просто физически не могут быть уверенными хоть в чём-то.

Когда я увлекался буддизмом, то читал Махаси Саядо — это достопочтенный монах из традиции Тхеравады. У них расписаны все пути развития прозрения, т. е. все этапы изменения сознания, ощущения и даже возникающие мысли на каждой из ступеней. И знаете что? Это реально работает. Я никогда не читал наперёд, чтобы не было возможности нафантазировать новый опыт. Он случался и всё оказывалось как в книжке. А потом она кончилась, а изменения — нет. «Ну дела» — подумал я. Через год или полтора мне это надоело и осознал, что эти прозрения бесконечны — можно до седых мудей сидеть и развиваться.

Я не помню сколько времени уже прошло с момента пробуждения. Оно превратилось в один бесконечный момент, а осознанность слилась в единый поток, который не прерывается ни днём, ни ночью. И знаете что? Ничего.

Сначала горы — это горы, а реки — это реки. Потом горы — не горы, а реки — не реки. После горы опять становятся горами, а реки — реками.

Сейчас у меня согреется глинтвейн, я налью его у бокал и закручу самокрутку с табаком. Вот и вся осознанность.

Мир — лишь отражение, а не истина. Так же как цвет — это не цвет, а лишь его восприятие. Мы смотрим на тени и радуемся как дети. Сначала мне казалось, что я что-то понял, а теперь я знаю, что ничего не понимаю. Я смог уловить только внимание, которое перемещается между объектами восприятия. Мы можем исследовать самих себя только по теням на стенах. Жизнь гораздо глубже, чем кажется, если у неё вообще есть дно. Это сознание видит само себя только в своих отражениях — вот абсолютная истина и ирония. Есть ли вообще что-то за их пределами?

Кто-то верит в абсолют, мировую душу или брахмана, а я говорю, что существовать можно только воспринимая. Есть наблюдатель и наблюдаемое, которые являются целым в восприятии, но им никогда не суждено встретиться — так устроено само существование, поэтому познание бесконечно. Видали, как коты весело гоняются за солнечными зайчиками на стене?

20
Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

);