Просветление как деперсонализация

Просветление как деперсонализация

Последнее время часто встречаю мнение о том, что просветление — это расстройство психики под названием «деперсонализация». Этот недуг часто сопровождается ещё дереализацией, когда у больного возникают сомнения в реальности происходящего. Конечно, мне стало интересно разобраться в этом вопросе подробно.

Начнём сразу с конца. Сама тенденция объяснять сложные вещи простыми и глупыми теориями позволяет людям однозначно выразить свою позицию, совершенно не вникая в суть вопроса. Такое случается сплошь и рядом. Например, очень популярны книги по т.н. «альтернативной истории», потому что, прочитав такой опус, человек может возвысится над окружающими — теперь то он обладает уникальным знанием, а другие — нет. У покойного Задорнова была масса поклонников его лингвистических изысканий. Он объяснял этимологию слова «этруски» выражением «это русские». По его мнению, столица Италии называется Рим, но если слово прочитать справа налево, то выходит «Мир» — это потому, что его русские основали. На скромное замечание о том, что сами итальянцы зовут свою столицу «Roma» ему было как-то наплевать. Я не говорю уже о сторонниках теории плоской Земли — да, есть и такие фрики, которые на полном серьезе в этом убеждены. Есть ещё СПИД-диссиденты, которые думают, что никакого вируса не существует — это просто заговор. Противники прививок выражают недоверие Минздраву, но от предложение выкинуть свой полис ОМС почему-то отказываются. Как по мне, так это очень странно: ты или делай, что говорят специалисты, или не делай вообще ничего — сам там лечись травками, корешками или какой-нибудь пранаямой.

То есть с тенденцией всё понятно — людям нравится иметь своё очень важное мнение по любому вопросу, потому что оно позволяет избавиться от необходимости обладания стройным последовательным знанием и уж тем более собственным опытом.

Итак, теперь давайте рассмотрим деперсонализацию подробно. Я взял несколько основных симптомов и попробовал сравнить их со своими ощущениями. Естественно, это абсолютно моё субъективное мнение, которое ни на какую объективность не претендует.

Чувство отдалённости от тела

Больные сообщают, что у них возникает ощущение, будто тело им не принадлежит. Они чувствуют себя роботами, механически выполняющими обыкновенные действия.

Не знаю как у других, у меня таких мыслей никогда не возникало. Я ощущаю весь мир собой, в котором тело — один из множества объектов. Суть в том, что у меня нет чувства принадлежности. Чтобы я мог сказать, что я не ощущаю тело своим, я должен чувствовать, что оно не моё. Для этого мне нужно понимать, что значит «моё», но такого ощущения у меня давно нет.

Отстранение от среды

Часто деперсонализация сопровождается дереализацией. Это похоже на то, когда ты заходишь в комнату, в которой был много раз, но не узнаёшь её. Пропорции объектов могут искажаться. Иногда возникает повышенная чувствительность, размытость изображения или двухмерность пространства.

У меня таких ощущений не возникает. Я воспринимаю мир точно также, как свои собственные мысли и чувства. Это невозможно представить, если ты сам никогда это не испытывал. В единой реальности потоки личных восприятий могут легко пересекаться. Можно переживать страх убегающего таракана, как свой собственный. Чувствовать шелест листьев на деревьях. Переживания других людей также становятся доступны в прямом опыте. По этой же причине саморазвитие, благие качества личности и любовь к окружающим являются чистым лицемерием — ты не можешь переживать за другого, как за самого себя просто в принципе. Ты не знаешь, что чувствует другой человек прямо сейчас. Все это возможно только после пробуждения. Человек может видеть эмоции и соотносить их со своим опытом (ну или хоть попытаться представить) — это называется «сопереживание», но оно не является прямым проживанием боли другого человека.

Наблюдение себя со стороны

Человеку кажется, будто он видит себя роботом или механизмом, выполняющим какие-то действия. Он как будто наблюдает самого себя, оставаясь в стороне от происходящего.

Именно по этой причине доморощенные психолухи путают просветление и деперсонализацию, пытаясь представить, как ощущает жизнь пробуждённый. Им кажется, что ответ тут. Увы, нет. Я не могу быть отстранённым, потому что нет никакого «я», которое есть где-то в стороне. Чувство себя отсутствует, есть только поток восприятия. Я не наблюдатель события, я и есть само событие. Сама суть недвойственности подразумевает отсутствие двух — наблюдатель и наблюдаемое являются одним целым. Нет восприятия без того, что оно воспринимает. Нет и воспринимаемого, если нет того, кто это воспринимает.

Я уже как-то давно писал об этом. Восприятие не может быть пустым. Даже если ты представишь пустоту, то это по-прежнему будут чернота и протяженность. Это не «ничего», а вполне конкретные чувства.

Воспоминания принадлежат кому-то другому

У больных деперсонализацией отсутствует эмоциональное ядро — они не испытывают проблем с памятью, но когда обращаются к прошлому, то им кажется, что это происходило не с ними.

Тут сказать нечего — такого просто не происходит со мной. Память стала лучше, помню многие вещи, но не питаю к ним интереса. Всплывают воспоминания из самого раннего детства.

В качестве заключения

Важный момент, который сторонники теории «просветление как деперсонализация» упускают. Люди, испытывающие определённые расстройства психики, озвучивают специалистам свои жалобы. У них есть вполне конкретные состояния и чувства, которые мешают им жить. Деперсонализация — это в первую очередь нежелательное и неприятное расстройство, от которого спешат избавиться, обращаясь к врачу.

Просветление — это не любовь, не гармония, не спонтанность и даже не наблюдение того, «как жизнь просто происходит». Сначала это осознанность 24 часа в сутки и ясное понимание, что наблюдатель и наблюдаемое составляют одно целое — именно в этом кроется суть понятия «адвайта» (буквально «не-два»). Постоянное присутствие — это не наблюдение себя или происходящего со стороны.

Понять, что такое быть осознанным, ты можешь, если попытаешь остановить поток мыслей, задержав внимание на любой из них. И смысл тут вовсе не в том, что тебе это что-то даст. Ты просто забудешь о своём намерении и хорошо, если вспомнишь вечером или на следующий день. И вот когда ты заметишь, что постоянно теряешь это желание сознавать, то испытаешь вполне конкретное новое состояние осознанности — ты будто проснёшься на мгновение в реальности. Пытаться понять это, читая книгу или посещая сатсанг, также глупо, как учиться ездить на велосипеде, качая мышцы ног в спортзале или изучая правила дорожного движения.

Поделиться

Просветление как деперсонализация: 6 комментариев

  1. Все симптомы деперсонализации описаны с людей, с которыми что-то произошло, чего — они не знают, и они пришли к психиатру жаловаться на это.
    Скажем, пробуждение, и первое время после него — медовый месяц пробуждения, вроде такой термин даже есть. У многих это происходит в рамках духовного поиска, и они естественно интерпретируют то что с ними происходит — с точки зрения духовности — с ними происходит духовное пробуждение.

    Но если с человеком вот такое пробуждение происходит не в каких-то рамках, а просто само собой, то он не понимает — что это, откуда, и почему. Он думает что сходит с ума, что у него психоз, эйфория, страх смерти, тревожность, фантастические переживания. А потом когда это стихает — он чувствует отсутствие своего Я, и не может вернуть прежнего себя. Не может вернуть то чувство Я которое было, и с которым (в отличии от многих пробужденных) ему жилось довольно таки неплохо (часто пробужденные похожи на экхарта толле — нервные личности с кучей тараканов, которые уже не могут продолжать вот так жить, слишком велик стресс, кол-во противоречий, недовольства, несогласия).

    Так вот человек, который был вполне себе благополучным, и переживающий пробуждение, и потеряв свое я, — интерпретирует свое состояние иначе. У него не принятие жизни и проблем — а безволие. У него не гаснут желания основанные на иллюзиях — у него пропала мотивация — ничего не хочется делать, все бессмысленно. И его яркая жизнь полная эмоций, немного стресса, зависти, здоровой конкуренции, достижений — поменялась на отсутствие жизни -- не интересно больше пытаться научиться кататься на лыжах чтобы поразить друзей, не хочется больше изучать английский (вроде все изучили и мне надо), не хочется производить впечатление на людей, красиво и модно одеваться и стричься.

    И вот в таком случае человек идет к врачу и жалуется, пока еще может, пока полностью не растворено все внутри — жалуется на потерю я, на былые краски, драйв от жизни, когда она бросала вызов, когда нужно соответствовать, конкурировать и праздновать победы, на отсутствие мотивации, безволие, отрешенность (в сравнении с тем, что было раньше).

    Подводя итог я бы сказал такое замечание, скорее теорию, над которой еще можно поразмышлять.

    Успешный и активный жизнелюбивый человек без проблем — переживший просветление (пробуждение) — может пойти к врачу, который ему поставить диагноз — деперсонализация.

    Грустный, депрессивный, усталый от стресса, от самого неблагополучного себя, ежедневного ада социальной жизни (какой-то интроверт, социофоб с кучей комплексов) — с просветлением (пробуждением) — получит освобождение, примет все и будет жить спокойно и ровно дышать — то что ему не хватало все эти годы. И будет радоваться новому состоянию.

    Конечно есть случаи разные, всякие исключения и прочее, но закрывать тему под заголовком *просветление ~ деперсонализация* (не хочу ставить равно) пока рано.

    1. Я много думал об этом и пришел к простому выводу: чтобы пойти к психиатру, должна быть жалоба. Если есть жалоба, то это болезнь. После просветления чего быть не может точно, так это сомнений и недовольств.
      И вопрос всегда в том, сколько времени прошло с момента пробуждения, потому что просветление имеет разные уровни глубины — об этом масса литературы есть.

    2. Существует множество психических расстройств, сопровождающихся дереализацией и деперсонализацией, потому что они связаны с разным типом и разной локализацией повреждений в головном мозге. Иногда даже нет видимых повреждений, но есть расстройство.
      Если считать просветление расстройством, то нужно хотя бы примерно представлять, что и где нарушается. Вот, например, люди с повреждениями гиппокампа перестают воображать себя в прошлом и будущем, успешными или неудачниками, и начинают жить в текущем моменте, уделяя внимание тому, как оно всё есть на самом деле. Ну чем не просветленные?:)
      Итак, просветление — это расстройство как нарушение статистически общей для людей функции мозга? Определенно, да. (но нужно понять, какое именно и где)
      Но болезнь ли это? Исходя из его желательности и оценки просветленными своего предыдущего мирского опыта как нежелательного и неудовлетворительного — нет. Определенно не болезнь.

      1. Привязывая сознание к мозгу, мы вращаемся в рамках материалистической парадигмы, которая неизбежно приводит к парадоксу: сознание есть, а коррелятов нет. Это психофизиологическая проблема. Её пытался разрешить Дэвид Чалмерс, назвав «трудной проблемой сознания». Он предложил ввести сознание как фундаментальную единицу типа массы, чем запутал всё ещё больше.
        Все подобные попытки привязать сознание к мозгу или представить его в виде результата работы мозга (эпифеномен) изначально бредовы. Дело в том, что природа детерминирована механически, а на этом уровне сознание не нужно вообще точно также, как твоему компьютеру не нужно «понимать» смысл текста, когда ты читаешь моё сообщение. Это понятие ввёл Дениэл Деннет, назвав его «картезианским театром» — это все то, что происходит внутри тебя. Он смог объяснить механику процесса внутренних переживаний, но так и не ответил на вопрос зачем вообще они нужны.
        А природе они не нужны. Смартфону нет необходимости «видеть» и «слышать» мир — все эти процессы протекают «в темноте», не сопровождаясь каким-либо осознанием вообще. И пока никто из физикалистов не смог ответить на этот вопрос, да и вряд ли сможет, потому что ответ лежит на ином уровне детерминации. Погугли про философского зомби, если не очень понятно о чём я.

  2. В том то и дело, Что психиатр скажет, — если ты сам пришел ко мне- то ты не так уж и плох. А если тебя привезли (хорошо если не в наручниках) — то это уже запущенно. Просветленный считает себя здоровым!, значит это наш пациент, скажет доктор.

    1. я два месяца провел в ПБ№ 13 (Москва).надзорное отделение, никаких наручников и даже смирительных рубах не было. были лекарства под проверку, целая россыпь, потом можно было отрыгнуть и поменять на сигареты, жизнь гораздо проще и тупее .были синие лампы, чтения АСПушкина Руслан и Людмила с человеком с тюрбаном на голове из полотенца, его звали Князь, а потом побег во время флюорографии. и армия. все настолько здорово- только сейчас это вижу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);