Почему души нет (дополнения)

Почему души нет (дополнения)

Каким-то совершенно загадочным образом некоторые читатели моего блога приходят к выводу о том, что в статьях я высказываю точку зрения о том, что у человека никакой души нет, о чём иногда сообщают в письмах. Я удивлён таким видением ситуации.

На самом деле, я не отрицаю возможность существования души или какой-то другой сущности человека — её и так нет. Странно, что многие этого не понимают, прожив на свете много дольше меня. Вопрос совершенно в другом — печально, что каждый видит ровно то, что хочет видеть.

Субъектно-объектная дихотомия

За этими страшными словами скрывается деление восприятия на того, кто непосредственно воспринимает, и само воспринимаемое. Когда я говорю, что вижу яблоко, то это означает, что есть некий «Я», который наблюдает какое-то «яблоко». Из этого вытекает (совершенно необоснованное) предположение, что «я» отделено от наблюдаемого. Следовательно, где-то существует действительность независимо от моего восприятия, в которой есть реальные материальные яблоки. Это обычный взгляд на мир.

Вот в такой действительности, когда материя противопоставлена разуму (сознанию, уму), если мы рассуждаем о душе, то просто плодим лишние сущности. Абсолютно ненужные, прошу заметить. Если есть тело, то неизбежно встает вопрос о том, а где же душа? Как она существует? В виде чего? А что с ней будет после смерти? Откуда она появилась?

Нам сразу необходимо выдумать то место, где душа может быть после смерти тела. А чем она там будет заниматься? А кто ей будет руководить? Нужно подойти к вопросу комплексно и с самого начала: придумать того, кто руководит процессом, чтобы скинуть все концы в воду. Вон там отец на небе, вот его воля, помрёшь — сам спросишь, а пока изволь повиноваться. Это же уровень средневековой схоластики, когда серьезно спорили о том, сколько ангелов может поместиться на игольном ушке.

Сознание

В прямом опыте жизни никакой материи нет. Есть мысли, чувства, ощущения, визуальные образы и т. д. Из них складывается представление об объективной реальности, существующей за рамками восприятия. Я не понимаю, к чему такие сложности. Если у вас какое-то мнение — напишите его в комментариях, обсудим.

Для меня реальность — это единое бесконечное сознание. В нём возникают ограниченные сознания, которые принадлежат людям. Они исчезают вечером и возникают утром, поэтому я не считаю, что человек обладает какой-то бессмертной сущностью. Когда после просветления возникает постоянная осознанность — вот тогда уже можно порассуждать о бессмертии, да и то только «порассуждать». Никто ещё не вернулся из могилы и не рассказал о том, как там.

С моей точки зрения, бесконечное сознание осознаёт себя в разных телах — это называется просветлением. Когда такое случается, то у ограниченного сознания человека уже нет возможности заснуть или исчезнуть — ему некуда, оно и так уже всё, что есть. Вот это и есть переход от временного существования к вневременному. При таком подходе никакая душа не нужна.

Я против дуализма материального и идеального (сознания, сущности, души) — он не находит никакого подтверждения в прямом опыте жизни. В нём душе нет места, а, если мы рассматриваем действительность как единое сознание, то она вообще не нужна.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);