Где источник мыслей?

Где источник мыслей?

Мы очертили некоторые функциональные границы сознания в предыдущей статье. Эти пределы не являются теорией или гипотезой, это сухая констатация фактов. Более того, эта теория обладает предсказательной силой. Можно смело утверждать, что на всей планете не найдётся ни одного человека, способного думать две мысли одновременно.

Лилия
Лилия

В сознании может быть только один объект в один момент времени. Мы не можем думать две мысли одновременно. Или чувствовать две части тела. Нельзя читать книгу и осознавать, что перед тобой бумага. Мы или видим белый лист с символами, или складываем их в слова.

Можно, конечно, развести демагогию на тему «А что есть чтение книги?». Или начать рассуждать о том, что значит сознавать. Но тогда мы придем к тому, к чему приходят все — к ничему. Одни слова рождают другие слова. Вместо попыток дать определения явлениям, мы характеризуем сам процесс сознавания.

Другим примером является отсутствие выбора. Мы не можем наблюдать процесс появления мысли: они не возникают медленно из ничего, а лишь являются как факт в сознании. Они не вытекают одна из другой, как иногда кажется, потому что нет никакого процесса, когда заканчивается одна и начинается другая. Нет и выбора мысли — мы не выбираем из двух мыслей, какую нам осознать следующей. Чтобы был выбор, должен быть некий массив вариантов. И осознание этого массива. Примерно как в магазине мы выбираем сахар или соль, также должно происходить с мыслями, но процесса нет. Они просто являются в восприятии.

Но почему сознание обладает направленностью? Если выбора нет, то по какой причине мысли следуют в определённом русле? Есть специальный термин «интенциональность», т. е. «направленность» сознания. Действительно, а почему мысли возникают именно так, как возникают? Почему мы можем решать задачи и как это вообще происходит? Почему мысли могут течь в определённом русле какое-то время?

Тут мы обнаруживаем более глубокий уровень, не оформленный в виде слов или чувств — интерес. Если достаточно долго наблюдать свои мысли, то можно видеть, что они имеют направленность. И мы задаёмся вопросом «А почему так происходит?». Почему люди постоянно думают об одном и том же? О каких-то делах, проблемах. Почему-то фантазируют о будущем, разговаривают в своём воображении с людьми, включая тех, кто уже умер. Убеждают, оправдывают себя, обвиняют. Почему так?

Перенося внимание с внешних обстоятельств на нас самих, мы можем найти причину появления этих потоков мыслей. Почему мы спорим в своём воображении с людьми? Внешняя (объективная) причина заключается в том, что мы считаем, что человек не прав, и подыскиваем аргументы. Внутренняя (субъективная) причина заключается в том, что нам важно быть правыми. Достаточно признаться себе в том, что ты хочешь быть самым умным, как желание с кем-то спорить пропадает. Суть любого спора — в отстаивании своей точки зрения. Для чего? Чтобы быть умным, чтобы быть лучше другого, чтобы это кто-то признал. Но оппонент думает точно также, поэтому в споре истина родиться не может. Сама суть любого конфликта лежит внутри человека, внешние причины — это лишь оправдание.

Мы думаем, спорим, убеждаем, уговариваем потому, что нам это интересно. Что именно — на самом деле не так уж важно, потому что эти причины тоже от нас не зависят. В людях нет врожденного набора причин, из которых рождается интерес, который управляет потоком мыслей, чувств или действий. Они появляются случайным образом из внешней среды.

Поэтому если тебя беспокоят навязчивые мысли, если ты постоянно о чём-то думаешь, что-то хочешь, к чему-то стремишься, то можешь обнаружить причину, если честно сам себе признаешься в чём она. Как только ты это сделаешь — все последствия исчезнут. Тебе станет неинтересно продолжать то, что ты делаешь.

Главный вопрос в том, что из себя представляет этот интерес. Почему он не принадлежит ни объективным (внешним) причинам, ни субъективным (внутренним)? Как так получается, что мысли следуют в потоке до того, как мы распознаем этот интерес, а после они исчезают? Где существует интерес до того, как мы его осознали?

Об этом всём в другой раз.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);