Зачем убивать будду?

Зачем убивать будду?

Во времена династии Тан в Китае завёлся мастер Линцзи, отличавшийся скверным характером и особым подходом. Наставник использовал технику, которую он сам называл «действовать всем существом»: удары палкой по голове, неожиданное покидание аудитории, неочевидные выводы.

Линцзи попирал любые устои и обычаи в довольно агрессивной форме. Записи таких бесед в китайской традиции называются «Линцзи Ли», а японцы зовут их «Риндзай Року». Одна из цитат выглядит так:

Если вы хотите обрести взгляд, соответствующий Дхарме, то не поддавайтесь заблуждениям других. С чем бы вы ни столкнулись внутри или снаружи — убивайте это. Встретите Будду — убивайте Будду, встретите Патриарха — убивайте Патриарха, встретите архата — убивайте архата, встретите родителей — убивайте родителей, встретите родственников — убивайте родственников. Только тогда вы обретете освобждение от уз.

Если не дадите вещам связать себя, то пройдете насквозь, освободитесь от уз и обретете независимость.

В то время призыв убивать будд и патриархов (имеются ввиду буддистские патриархи) вызывал страшный когнитивный диссонанс в умах китайцев, воспитанных в традиции конфуцианства с почтительным отношением к старшему поколению. Позднее даже поговаривали, что, если бы Линцзи не был наставником чань (дзен), то стал бы главой какой-нибудь банды.

На самом деле, призыв убить будду — один из парадоксов диалектики школы Мадхьямики.

Мадхьямика

Это просто одно из философских направлений буддизма махаяны.

Буддисты хинаяны считали, что жизнь представляет собой комбинации дхарм (явлений). Махаяна развила эти представления и решила, что про эти явления (дхармы) нельзя сказать ничего конкретного, потому что это будет логическим противоречием. Дхармы по своей сути пусты, а реальность получается самообусловленной, т. е. одни явления вызывают другие явления, но ничего из этого не обладает самостоятельной природой. Это и есть мадхьямика. Эту идею использует Пелевин В.О. в своих книгах. В них он так или иначе рассматривает на примерах то самое бытие: в «Смотрителе» выдуманный мир Идиллиум сначала существует лишь в умах медиумов, потом обретает собственную реальность. Граф t из одноименного романа «t» вдруг узнает, что является лишь плодом воображения автора, который пишет книгу.

Йогачара

Второе философское направление махаяны, которое считает сознание — единственное реальностью, а дхармы (явления) за его пределами — иллюзией.

Поначалу было весело: сознание рассматривали как не как духовную субстанцию, а как сундук, содержащий все остальные уровни бытия. Именно йогачара внесла большой вклад в развитие ваджраяны — такого буддистского тантризма.

Но в итоге все скатилось к самому унылому субъективному идеализму: сознание стали рассматривать как вечную изначальную природу.

Эволюция

Это просто небольшой пример занимательной эволюции религиозно-философских взглядов на Востоке.

Йогачара (как и адвайта-веданта, кстати) решает вопрос внешнего мира (объективного) по отношению к наблюдателю просто разделив его ноль, признавая единство наблюдателя и наблюдаемого. Мадхьямика признавает и внешний мир, и того, кто его воспринимает, просто потоком дхарм.

Что из этого следует? Да ничего. Вот ты прочитал что-то. Это может быть интересно и даже познавательно, но из этого не следует ровным счетом ничего. Твоя природа лежит вне понимания или непонимания — именно это хотел сказать мастер Линцзи, предлагая избавляться от любых взглядов.

Это просто очередные мысли в твоём сознании. Когда тебе надоест их разглядывать, ты можешь обратить внимание на само осознание, про которое вообще ничего нельзя сказать. Оно есть и всё, но само никакими качествами не обладает. Линцзи указывал именно на это, но ты можешь обойтись без ударов палкой по голове, просто наблюдая сам факт осознания.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);