Зачем убивать будду?

Зачем убивать будду?

Во времена династии Тан в Китае завёлся мастер Линцзи, отличавшийся скверным характером и особым подходом. Наставник использовал технику, которую он сам называл «действовать всем существом»: удары палкой по голове, неожиданное покидание аудитории, неочевидные выводы.

Линцзи попирал любые устои и обычаи в довольно агрессивной форме. Записи таких бесед в китайской традиции называются «Линцзи Ли», а японцы зовут их «Риндзай Року». Одна из цитат выглядит так:

Если вы хотите обрести взгляд, соответствующий Дхарме, то не поддавайтесь заблуждениям других. С чем бы вы ни столкнулись внутри или снаружи — убивайте это. Встретите Будду — убивайте Будду, встретите Патриарха — убивайте Патриарха, встретите архата — убивайте архата, встретите родителей — убивайте родителей, встретите родственников — убивайте родственников. Только тогда вы обретете освобждение от уз.

Если не дадите вещам связать себя, то пройдете насквозь, освободитесь от уз и обретете независимость.

В то время призыв убивать будд и патриархов (имеются ввиду буддистские патриархи) вызывал страшный когнитивный диссонанс в умах китайцев, воспитанных в традиции конфуцианства с почтительным отношением к старшему поколению. Позднее даже поговаривали, что, если бы Линцзи не был наставником чань (дзен), то стал бы главой какой-нибудь банды.

На самом деле, призыв убить будду — один из парадоксов диалектики школы Мадхьямики.

Мадхьямика

Это просто одно из философских направлений буддизма махаяны.

Буддисты хинаяны считали, что жизнь представляет собой комбинации дхарм (явлений). Махаяна развила эти представления и решила, что про эти явления (дхармы) нельзя сказать ничего конкретного, потому что это будет логическим противоречием. Дхармы по своей сути пусты, а реальность получается самообусловленной, т. е. одни явления вызывают другие явления, но ничего из этого не обладает самостоятельной природой. Это и есть мадхьямика. Эту идею использует Пелевин В.О. в своих книгах. В них он так или иначе рассматривает на примерах то самое бытие: в «Смотрителе» выдуманный мир Идиллиум сначала существует лишь в умах медиумов, потом обретает собственную реальность. Граф t из одноименного романа «t» вдруг узнает, что является лишь плодом воображения автора, который пишет книгу.

Йогачара

Второе философское направление махаяны, которое считает сознание — единственное реальностью, а дхармы (явления) за его пределами — иллюзией.

Поначалу было весело: сознание рассматривали как не как духовную субстанцию, а как сундук, содержащий все остальные уровни бытия. Именно йогачара внесла большой вклад в развитие ваджраяны — такого буддистского тантризма.

Но в итоге все скатилось к самому унылому субъективному идеализму: сознание стали рассматривать как вечную изначальную природу.

Эволюция

Это просто небольшой пример занимательной эволюции религиозно-философских взглядов на Востоке.

Йогачара (как и адвайта-веданта, кстати) решает вопрос внешнего мира (объективного) по отношению к наблюдателю просто разделив его ноль, признавая единство наблюдателя и наблюдаемого. Мадхьямика признавает и внешний мир, и того, кто его воспринимает, просто потоком дхарм.

Что из этого следует? Да ничего. Вот ты прочитал что-то. Это может быть интересно и даже познавательно, но из этого не следует ровным счетом ничего. Твоя природа лежит вне понимания или непонимания — именно это хотел сказать мастер Линцзи, предлагая избавляться от любых взглядов.

Это просто очередные мысли в твоём сознании. Когда тебе надоест их разглядывать, ты можешь обратить внимание на само осознание, про которое вообще ничего нельзя сказать. Оно есть и всё, но само никакими качествами не обладает. Линцзи указывал именно на это, но ты можешь обойтись без ударов палкой по голове, просто наблюдая сам факт осознания.

Метки: , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

);